К своему тридцатилетию Молодежный драматический театр (Тольятти) подошел с неразрешенными загадками и хронологическими противоречиями.

Объяснить, почему театру 30 лет и при этом он сейчас играет 31-й сезон, очень просто: официальная дата его создания заявляется на основании постановления Администрации г.  Тольятти №  90 от 25.02.1992 «О регистрации муниципального театра юного зрителя «Эксперимент». Стало быть, театр возник в феврале и к лету отработал уже свой первый сезон. Вернее, он не возник именно в этот день, просто с 25-го числа продолжил свою работу в новом статусе. А в сентябре у театра начался второй сезон. Итого в рамках одного календарного года были зафиксированы два сезона. Такое расхождение в календарной дате и последовательности сезонов можно встретить у многих коллективов.

С уточнением года возникновения театра чуть сложнее. Дело в том, что основатель «Эксперимента» (это самое первое название коллектива) Юрий Тя-Сен создал свое детище в 1982 году. Никакие не 30, а целых 40 лет назад!

Вот что пишет об этом в 2007 году «Вестник департамента культуры мэрии городского округа Тольятти. Театры Ставрополя-Тольятти»:

В 1982 году создан народный театр под руководством Юрия Алексеевича Тя-Сена. В 1985 году народный театр преобразован в государственный хозрасчетный театр. С 1989 года театр называется «Эксперимент». В 1992 году театр под управлением Ю. Тя-Сена преобразован в профессиональный муниципальный ТЮЗ. В 2006 году театр переименован в Молодежный драматический театр.

Экс-руководитель тольяттинского департамента культуры Владимир Колосов считает годом возникновения театра именно 1992-й потому, что до этого «Эксперимент» был любительским коллективом, а с присвоением статуса ТЮЗа он перешел в разряд профессионалов – этот момент и следует, как уверены некоторые, считать рождением театра.

Но в Тольятти есть наглядный пример – театр «Дилижанс», который с 1992 года был самодеятельным коллективом, а в 2012 году был преобразован в муниципальный Театр юного зрителя. Но они же не стали отныне отсчитывать свою историю с 2012 года!

Так и с Молодежным драматическим театром, родоначальниками которого в выпавшее из официальной хронологии десятилетие – с 1982 по 1992 год – были тот же руководитель труппы, те же члены коллектива: они никуда не делись, просто их структура за это время неоднократно эволюционировала, обретая различные юридические статусы. За тот же период с 1992 года театр трижды менял юридическое лицо и даже в итоге изменил название. Но теперь никому не приходило в голову всякий раз обнулять летоисчисление.

Почти четверть века назад тогдашний начальник отдела использования управления по делам архивов мэрии Тольятти Нэлла Лобанова в своей исторической справке писала об «Эксперименте»:

В мае 1986 года театр-студия под руководством Юрия Тя-Сена становится лауреатом Фестиваля рабочих театров в Набережных Челнах, в 1987 году участвует во Всесоюзном фестивале в Перми со спектаклем «Самоотверженный заяц» и добивается признания. В 1988 году в Тольятти прошел Всесоюзный фестиваль самодеятельного народного творчества, в котором участвовали 32 театра из нескольких регионов. Пять театров Тольятти, в том числе театр-студия «Эксперимент», стали лауреатами фестиваля.
С октября 1988 года театр-студия выделился как самостоятельное юридическое лицо. В состав «Эксперимента» вошли народный любительский театр, образцовый ТЮЗ, подготовительная группа ТЮЗа. На базе театра-студии был организован семинар любительских театров Поволжья. Успешно прошли гастроли театра в Крыму. В ТЮЗе осуществлены постановки спектаклей: «Женитьба» Николая Гоголя, «Самоотверженный заяц» Михаила Салтыкова-Щедрина, «Нищий» Валентина Катаева, «Пробуждение» Олега Чухонцева, «Охота на крыс» Петера Туррини.
В 1991 году «Эксперимент» принял участие в III Всесоюзном фестивале народного творчества в Курске со спектаклем «Женитьба» Николая Гоголя и получил звание «Лучший театр СНГ». Театр преобразован в профессиональный муниципальный ТЮЗ в 1992 году. На открытии ТЮЗа побывали народные артисты СССР Ролан Быков, Всеволод Санаев, Алла Ларионова, Тамара Семина.
Режиссером театра были предложены городу федеральные программы: «Дети России» и «Духовное возрождение России средствами музыкального и театрального искусства». В этом же году состоялась поездка «Эксперимента» со спектаклем «Женитьба» в город Дорнсдорф (Германия) на Международный театральный фестиваль, в котором приняли участие театральные коллективы восьми стран.
В феврале 1993 года в театре побывали в гостях Наталья Гундарева, Георгий Тараторкин, Евгений Весник. С 1993 года театр участвовал в программе «Реабилитация чувств», в ходе которой коллектив работал в санатории «Чайка» в Феодосии с детьми, ставшими жертвами Чернобыля, и детьми с пониженной эмоциональной активностью. В сентябре 1997 года по приглашению мэра Москвы Юрия Лужкова «Эксперимент» принял участие в Дне города со спектаклем «Американское счастье» по пьесе Юрия Юрченко в рамках XVII Международного кинофестиваля для детей и юношества.

Изначально коллектив базировался в приспособленном помещении на Голосова, 20 (1982–1992), затем в Доме культуры речников (ныне ДЦ «Русич»; 1992–1998). Ведущими актерами в те годы были сестры Анна и Вероника Гудзенко, Дмитрий Постников, Александр Улисов, Маргарита Воляс, Олег Бурда. С 1998 по 2000 год театр работал в арендованном помещении при Доме учащейся молодежи «Икар».

Следует добавить, что Юрий ТяСен был художественным руководителем театра с момента основания в 1982 году и до 1998 года. В июне 1998 года директором театра стал Дмитрий Квашко. 13 февраля 2000 года театр переехал в здание кинотеатра «Октябрь», где находится и поныне. Открытие нового театрального сезона в собственном здании состоялось 1 сентября 2000 года. С марта 2005 года директором театра стал Владимир Коренной, а в апреле 2005 года Дмитрий Квашко перешел на должность главного режиссера.

В связи с приходом директора Дмитрия Квашко в 1998 году произошла полная смена творческой группы театра, основу которой составили выпускники Самарской академии культуры и искусств, актеры театра «Город» (Самара) и приглашенные актеры из театров Тольятти.

К сентябрю 1998 года обновленный состав выпустил первую премьеру «Сказка для Домовенка» – спектакль до сих пор стоит в репертуаре театра и играется несколько раз в год! Постановки спектаклей носили в то время гастрольно-выездной характер, что существенно осложняло выпуск и прокат работ профессионального уровня – спектакли приходилось показывать везде, где это было возможно: и в школах, и в детских садах.

На новом месте, в кинотеатре «Октябрь», с 2000 по 2005 год в театре действовал Творческий центр под руководством заведующей постановочной частью Галины Матюшковой, целью которого была организация культурного пространства в городе. Творческий центр осуществлял проведение вечеров литературного и музыкального творчества – «Литературные встречи в ТЮЗе» и «Музыкальные встречи в ТЮЗе», организацию и проведение художественных выставок и салонов – «Художественный салон», «Театральная антреприза».

Мероприятия проводились на театральной площадке, в фойе, в театральном буфете, на малой сцене. С 2000 года при театре начала действовать подростковая актерская студия.

Если говорить не о преемственности, а о профессионализме, то к своему нынешнему статусу и состоянию театр стал двигаться именно с приходом Владимира Коренного и с окончательным, будем надеяться, изменением названия.

Наша статья не предполагает детализации: это не монография и даже не брошюра – поэтому сегодня не будут оглашены тысячи событий, важных для истории Молодежного драматического театра. Упомяну лишь некоторые вехи – для кого-то, возможно, не самые важные, но они создали облик сегодняшнего театра. К тому же всегда уместней написать чуть подробнее о давних событиях, потому что о дне сегодняшнем вы можете судить по личным впечатлениям, а не по чьим-то рассказам.

Итак, вместе со сменой названия пришла пора реконструкции здания: все-таки кинотеатр и театр имеют существенные отличия.

В штате кинотеатра было шесть должностей: директор, бухгалтер, киномеханик, гардеробщик, уборщица и билетер. В театре же в разные годы в зависимости от штатного расписания работали от 70 до 90 сотрудников по примерно 50 специальностям.

Еще до недавнего времени на своем пике действующий репертуар располагал 70 наименованиями спектаклей для детской и взрослой аудитории. Это, конечно, немыслимо по количественным показателям, но стадия накопления длилась больше десятилетия, при этом действовали естественные процессы: некоторые спектакли по разным причинам снимались с репертуара, ежегодно появлялись новые постановки. Вразброс перечислю условный актив последних лет: «Гамлет», «Тетки» (режиссер Олег Куртанидзе), «Касатка», «Синьора Вера» (Олег Толоченко), «Хапун» (Владимир Хрущев), «Отдам мужа в хорошие руки» (Дмитрий Квашко), «Соло на два голоса» (Алексей Доронин), «На всякого мудреца довольно простоты» (Юрий Раменсков) и другие.

Определенной вехой для театра стало увековечивание памяти друга, соратника, коллеги – драматурга Вадима Леванова (1967–2011). В 2015 году на здании театра была установлена мемориальная доска, в 2021-м имя Леванова превратилось в городской топоним: теперь Молодежный драматический театр окружен сквером Вадима Леванова. Липы и виноград этого сквера будут разрастаться с каждым годом, а названия остановок и точек на Google-карте напомнят жителям и гостям города о нашем талантливом современнике. Подобные истории случаются нечасто: театральный Молох перемалывает всех, не оставляя в памяти большинство имен.

Как и в любом живом творческом организме, в театре происходят ротация кадров, смена репертуара и даже смена названия. То есть – едва ли стоит сравнивать отправную точку и тот момент, в котором коллектив находится сейчас. Так это и есть самое главное: не превращаться в некрополь, не останавливаться на месте. Для человека 30 лет (и 10 негласных лет, удаленных из паспорта в целях омоложения) – приличный возраст, расцвет. Для любой организации в нашей стране тридцатилетие – часть новейшей, постсоветской истории. Понятно, что еще через 30 лет театр того времени невозможно будет сравнивать с нынешним театром. В любом случае, праздновать круглые даты – радостно и приятно.

С днем рождения, Молодежный драматический театр! А уж с датой рождения исследователи когда-нибудь разберутся.


Вячеслав Смирнов
Член Ассоциации театральных критиков (Тольятти)
Свежая газета. Культура №4 (225)