Детство автора проходило в Куйбышеве в коммунальной квартире в двух кварталах от старого, деревянного, но изящного речного вокзала. Именно с ним у меня и ассоциируется музыка духового оркестра.

В 40–50-х годах Волжское пассажирское пароходство было очень развитым, и летом через открытые окна квартиры я постоянно слышал громкое вокзальное радио: «Внимание! С причала № 3 отправляется пароход, следующий вниз до Астрахани (или вверх до Москвы, Ярославля)». Вслед за этим как приветствие обязательно звучала запись легендарного марша «Прощание славянки», давно ставшего символом жанра духовой музыки. И эта процедура повторялась ежедневно до десяти раз. Так что часть моего детства проходила исключительно под духовой оркестр. А рядом, на Некрасовской, в клубе швейников – ныне театре «Камерная сцена» – по выходным выставлялся фанерный щит: «Вечер танцев. Играет духовой оркестр».

Но со временем построили новый современный комплекс речного вокзала, на месте старого на Некрасовском спуске появилась прекрасная набережная, а падекатр и танго «Брызги шампанского» сменили рок-энд-ролл и твист. Духовые оркестры остались разве что в штате конвойного полка и пожарной службы, хотя «Марш энтузиастов» продолжал звучать на первомайской демонстрации, а траурный марш Шопена стал воистину бессмертным кодом погребальной церемонии. Духовой оркестр продолжал жить с функциями военной маршевой музыки, но сопровождал воинские и гражданские ритуалы и торжественные церемонии.

В разные годы в духовой музыке звучали и сочинения известных композиторов-академистов. Можно вспомнить Верди, Мясковского, Стравинского, Хиндемита, Мийо, хотя для них это были всего лишь эпизоды творчества. Но духовой оркестр – это всегда ярко, радостно, красиво, и одновременно этот музыкальный жанр едва ли не самый демократичный вид музицирования. Тем не менее духовой жанр начал отходить на второй план, становиться прикладным. Спал его бум, резко уменьшилось и количество музыкальных коллективов.

Но в конце ХХ века духовая музыка стала входить в большое искусство. Вспомнили, что она имеет эмоциональную силу воздействия на человека, помогает глубже проникнуть в его мысли и чувства, а духовой оркестр обладает огромными выразительными возможностями. Появились новые высокопрофессиональные коллективы, и вполне стало можно говорить о возрождении жанра.

В этот благотворный процесс включилась и Самара. И нужно отметить, что в рядах активистов движения у нас в городе оказалось немало высоких профессионалов. В институте культуры благодаря стараниям профессора Анатолия Майорова была создана кафедра духовых инструментов, много сделали музыканты и организаторы Михаил Куликов, Владимир Гузиев, Геннадий Крючков, Михаил Олейников, а профессор СГИК доктор искусствоведения Дмитрий Дятлов написал книгу об истории духовой музыки в Самаре. В 1992-м было создано бюджетное учреждение городского округа Самара «Духовой оркестр» – лидер в процессе развития и популяризации жанра. Бессменный художественный руководитель и главный дирижер оркестра – опытный музыкант, заслуженный артист Самарской области Марк Львович Коган, а оркестр находится под постоянным вниманием и заботой департамента культуры и молодежной политики Администрации городского округа Самара. Муниципальный оркестр всегда среди активных организаторов и непосредственных участников больших музыкальных праздников. Один из них – Всероссийский фестиваль духовых оркестров «НА СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ» – в конце июня прошел в Самаре с приглашением известных коллективов всей страны.

И это не случайно. Ведь именно в Самаре в Струковском саду 24 сентября 1908 года впервые прозвучал знаменитый вальс с таким названием. Причем его исполнением дирижировал автор, капельмейстер 214-го Мокшанского пехотного полка Илья Шатров. Вальс был посвящен памяти воинов полка, которые в ходе русско-японской войны 11 дней вели кровопролитные бои под Мукденом и почти все погибли.

В 1906 г. оставшиеся в живых вошли во вновь сформированный полк, который разместился в Самаре. Участник того сражения Илья Шатров был награжден орденом Святого Станислава с мечами и, находясь в Самаре, закончил работу над вальсом.

С установлением Советской власти вальс какое-то время трактовался как символ царизма и белогвардейщины и практически не исполнялся. Он вновь стал популярным в 1945-м, когда уже в ходе Второй мировой войны советские войска громили японскую армию, в том числе и в районе Мукдена. 66-летний Илья Шатров вновь руководил военным оркестром теперь уже танкового полка.

В историю музыки Шатров вошел как знаменитый автор одного произведения, хотя количество самых разных исполнительских версий мелодии и сделанных во всем мире ее звукозаписей подсчитать невозможно. Популярность вальса стала фантастически огромной!

К сожалению, в Струковском саду не состоялось намеченное на дни июньского фестиваля открытие скульптуры «На сопках Маньчжурии». Познакомиться с работой Николая Куклева и Алексея Панина жители Самары смогли пока только по фотографиям, но состоявшийся праздник духовой музыки в целом прошел успешно.

Он начался с бравурных звуков, под которые все участники прошествовали по набережной Волги от Первомайского спуска до склона площади Славы. Праздничный марш-парад прерывался персональными плацконцертами. Участниками парада стали, конечно, и очаровательные мажоретки в красивых ярких костюмах и киверах, которые с барабанами грациозно вышагивали во главе шествия. Девушки не скрывали собственного удовольствия от происходящего, хотя на фестиваль они приехали из Уфы и Сургута.

Вечером в пяти городских парках, на набережной Волги и на площади у ДК «Нефтяник» в Куйбышевском районе состоялись концерты с участием 11 оркестров, а в парке имени Гагарина – концертная программа детско-юношеских духовых оркестров области. Завершился фестиваль пятичасовым гала-концертом на сцене склона площади Славы.

Самарская область на фестивале была представлена тремя коллективами: кроме муниципального оркестра Марка Когана выступали два духовых оркестра Росгвардии – из Самары и Тольятти.

Старейшим участником фестиваля оказался созданный в 1941 году оркестр из Перми. В 2015-м он получил статус краевого автономного учреждения культуры «Пермский губернский оркестр» и сегодня успешно сотрудничает со многими другими творческими коллективами, в том числе с балетной группой, которая показала яркий номер «Антре-кабаре». Оркестр активно гастролирует в России, побывал во многих странах Европы.

Созданный в 1993-м при Саратовской филармонии концертный оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд» в самарском фестивале уже участвовал. В прозвучавшей новой программе после фантазии на мелодии Дунаевского к оркестру добавился аккордеон с двумя виртуозными пьесами в исполнении Марии Селезневой. А завершилось выступление легендарным аргентинским танго «Эль Чокло». Представленные участниками фестиваля программы были разными по характеру. Неоднократно выходивший на самарскую сцену Ульяновский государственный оркестр «Держава» показал новую программу, в которой инструментальные пьесы с элементами джаза чередовались с версиями академических хитов в исполнении талантливых вокалистов.

Особый успех у зрителей выпал на долю концертного оркестра «Урал-Бэнд» из Екатеринбурга. Среди собратьев по жанру он выделяется оригинальностью программ, каждая из которых – своеобразный шоу-спектакль. Свое выступление оркестр начал с известной bossa nova Куинси Джонса, после чего все музыканты на сцене танцевали и разыгрывали шутливые сценки. Оркестр уже дважды включали в книгу рекордов Гиннесса: за исполнение футбольного гимна составом из 600 музыкантов и за марш, который игрался во время спринтерской гонки музыкантов на лыжах. Художественный руководитель «Урал-Бэнда» – наш бывший земляк Александр Павлов. Окончив Куйбышевское музучилище, он продолжил обучение в Московской консерватории. Ныне, уже в звании полковника и заслуженного деятеля искусств России, Павлов руководит известным в разных странах мира музыкальным коллективом.

Знание тонкостей жанра и умение их широко использовать продемонстрировали музыканты Нижегородского губернского оркестра под управлением профессора, заслуженного артиста России Евгения Петрова. Начав с фантазии по симфонической поэме Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», нижегородцы представили большую программу, в которой прослушивались и джаз, и ретро-музыка, и музыкальные вольности парижского кабаре, и патриотические песни о России. Причем отдельные оркестровые композиции сопровождались блестящими и талантливо исполненными номерами шоу-балета, а также интересным вокалом.

Интересную программу, в которой преобладала музыка современных отечественных композиторов, представил Концертный оркестр духовых инструментов Ростовской филармонии. Отдельно хотелось бы отметить сделанные мастерски и с широким использованием богатых тембровых возможностей большого инструментального состава аранжировки исполненных композиций.

Гала-концерт открыл муниципальный оркестр Самары, представивший программу, выдержанную в строгих канонах и критериях жанра, а завершал праздник Образцово-показательный оркестр войск национальной гвардии Российской Федерации с главным дирижером подполковником Аркадием Шмелевым. Мощной кульминацией Всероссийского музыкального праздника стало подлинно апофеозное звучание огромного сводного оркестра из 500 музыкантов. Дирижировал наш земляк, ныне – старший концертмейстер Центрального военного оркестра министерства обороны России Константин Чуйков.

Апофеозом же музыкального фестиваля стало исполнение сводным оркестром под управлением Марка Когана вальса «На сопках Маньчжурии» и торжественного марша Семена Чернецкого «Слава Родине!» с включением под торжественный звон колоколов фрагмента композиции Михаила Глинки «Славься!». Славица была всеобщей, поскольку и амфитеатр самой площади Славы гремел восторженными аплодисментами зрителей.

В Самару приехали известные в стране мастера жанра. Формата конкурса с выявлением лауреатов и дипломантов фестиваль не имел. В описании события можно было бы, конечно, сопоставить коллективы, сравнивая их техническое мастерство, чистоту интонации, отточенность музыкальной фразировки, развитость исполнительского дыхания музыкантов-духовиков, сочность и динамическое разнообразие звучания, но думаю, что делать этого не следовало. Вне сомнения, все участники фестиваля – талантливые музыканты, мастерски владеющие непростой и своеобразной спецификой жанра. Уверен, что при всем различии исполнительских манер, индивидуальных предпочтений в выборе программ их объединяло главное: мастерство, профессионализм и искренняя любовь к избранному жанру музыки.

Наверное, именно эти качества и сделали прошедший фестиваль подлинным праздником высокого искусства и для участников, и для зрителей, которые увлеченно жили в мире замечательной музыки. Откровенно признаюсь, автор сам был в восторге: фестиваль превратил меня в горячего любителя духовой музыки, поскольку открылось, что она может быть очень разной, интересной и талантливо исполненной.

Игорь Вощинин, 

член Союза журналистов и Союза профессиональных литераторов

России.

Свежая газета. Культура, №.14 (211) ,июль 2021