Что ждёте вы от открывающегося театрально-концертного сезона? Прежде всего, давайте договоримся: если у вас есть возможность слетать на weekend в Лондон, Вену или, на худой конец, в Москву, вы можете не углубляться в чтение этих заметок. Без комментариев, как говорится. Тот же совет тем, кто «живой» и оттого не всегда совершенной игре актеров и музыкантов предпочитает стерильное совершенство «цифры». Я никого не собираюсь обращать в свою веру и доказывать, что неожиданно исполненный кикс куда содержательней самой искусной работы звуко- (видео-) инженера. Остальным же мне «есть сказать» вот что.

 

Конечно, самый главный вопрос, мучающий театральную Самару: возьмут ли спектакли «академиков» в номинанты «Золотой Маски» или нет. С «Маской» отношения в провинции особенные. С одной стороны, судачат: «Да как это С. получил специальный приз жюри? «Маска» совсем скурвилась. При таком подходе р-р-российский дом-театр никуда пробиться не может!» А с другой, изнеможение от ожидания: «А вдруг заметят?!!!»…

Пожелаем «Севильскому цирюльнику» и «Варварам» успеха, понимая при этом, что попадание / непопадание в большой / малый список номинантов не есть ни право на индульгенцию, по получении которой критики обязаны раз и навсегда признать невозможность усомниться в правильности развития названных выше театров; ни повод для хуления оных.

Что скажет «Золотая Маска»? Ну, фестиваль и фестиваль. Ну, национальный. Ну, старейший. Не больше. Хотя и не меньше.

Хотя я уже жду первых информационных сообщений от самарских «журналистов, пишущих о культуре», которые поделятся тем, что впервые в истории наш(и) театр(ы) среди лучших… Как будто не было СамАрта, его «Бумбараша» и «Мамаши Кураж».

Они обязательно так и напишут, потому что до них, «журналистов, пишущих о культуре», никакой жизни не было вовсе.

 

***

В условиях, когда уже четверть века мы даже одним глазком не имеем возможности взглянуть, что творится в театральном мире за пределами самарского удела; когда выросли поколения зрителей, нуждающихся только в том, чтобы им «сделали красиво» и игнорирующие и показ весьма удачной «нарезки» из программы чеховского фестиваля, и гастроли театра Туминаса (того, вильнюсского), да, в этих условиях фестиваль для самарского зрителя – это всё.

И богато их будет в сезоне 2014/2015 годов. Вот уже заработала Лаборатория молодой режиссуры «Золотой репки». В заявочном списке – «Палата № 6», «Дядя Ваня», «Пер Гюнт», «Пещера» Евгения Замятина. Среди интерпретаторов – выпускники курсов Сергея Женовача, Григория Козлова, Вениамина Фильштинского из России, Италии, США. В понедельник, 8 сентября, – торжественное открытие «Капитанской дочкой» в постановке Саратовского академического ТЮЗа имени Киселева, а именно - Адольфа Шапиро, Юрия Харикова, Майи Шавдатуашвили (художник по свету, главный художник вахтанговского театра, лауреат «Золотой Маски»).

В основной программе показов – «Фауст. Первый опыт» Тверского ТЮЗа и Романа Феодори, главного режиссера модного, почти «культового» Красноярского ТЮЗа; «Датская история», фантазия Адольфа же Шапиро на сюжет «Гадкого утенка», воплощенный в петербуржском Театре юных зрителей имени Брянцева.

А в Тольятти завершилась театральная лаборатория, организованная Государственным Театром Наций. Там тот же, что и у «репкиной» лаборатории, принцип: заявка на участие – работа с актерами, предоставленными организаторами, – показ эскиза спектакля. В числе выбранных пьес: «Как я стал…» Ярославы Пулинович, «Звук костей, которые хрустят» Сюзанн Лебо, «Женщина, которая вышла замуж за индюка» Гуниллы Боэтиус.

В конце сентября на сцене театра «Камерная сцена» – фестиваль «Русская классика. Страницы прозы». Всё не случайно: тема: в контексте массового обращения к традиции; жанр: хочется «новенького», а вся русская классическая драматургия ставлена / переставлена; место: Софья Рубина – филолог с безусловно безупречным вкусом в отношении выбираемых названий, изначально определила инсценировку как main stream возглавляемого ею театра.

Открывается фестиваль спектаклем Наталии Кугель и Театра доктора Дапертутто (Театр-музей Мейерхольда в Пензе) «Русская пьеса» по сочинениям М. Е. Салтыкова-Щедрина. А затем – театр «У Никитских ворот», Тамбовский молодежный театр и «С улицы Роз» (Кишинев).

Самые богатые фестивальные планы – у академического театра оперы и балета. Уже открытие сезона совпадает с открытием фестиваля «Звезды Мариинского театра в Самаре». И хотя это, конечно, не фестиваль никакой, но перспектива увидеть ведущих петербуржских солистов ни радовать не может.

В октябре – четырнадцатый уже Фестиваль классического балета имени А. Я. Шелест. «Корсар», «Анюта», «Баядерка» и два гала-концерта с участием солистов Большого (Кристина Кретова, Анна Никулина, Ольга Смирнова, Андрей Меркурьев и Семен Чудин), Мариинского (Владимир Шкляров), Михайловского (Ирина Перрен и Марат Шемиунов), Пермского (Евгения Ляхова и Александр Таранов), Марийского (Ольга Челпанова и Константин Коротков) и родного, самарского, театров.

В декабре – традиционный Фестиваль имени Мстислава Ростроповича с участием маэстро Гергиева и симфонического оркестра Мариинского театра.

Об остальных фестивалях – оперном, театров кукол, «Вишневом саде» – писать пока рано: где мы, а где весна, опасение вызывает только фестиваль муниципальных театров: что будет с ним после неизбежного и ускоренного карьерного роста мэра Азарова.

 

***

В  АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ОПЕРЫ И БАЛЕТА одна новация уже есть: Михаил Панджавидзе (постановщик «Севильского») – главный режиссер театра. Новация оптимистическая. Однако сохранение, по слухам, за собой поста в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь (специально написал полностью: так значительнее) и семья в Москве, не по слухам, таят в себе угрозу, что работа его будет привычно вахтовая, что плохо. Если нет – удивление и респект без каких бы то ни было черточек и крестиков.

В планах театра – «Снегурочка» Римского-Корсакова, давно не шедшая в нашем театре. Правда, нас опять пугают, обещая, собственно, не оперу, а «дерзкую» музыкально-драматическую композицию, созданную по тому же принципу, что и «Сказка о царе Салтане». Умиляет логика ревнителей оперного искусства: ну, разве современный ребенок в состоянии выдержать четыре часа музыки? Поэтому – чуть меньше двух часов, но с «сохранением основных композиторских идей».

Блеск! Так и представляю «Гамлета», в котором после «Мышеловки» принц сразу сражается с Лаэртом. Какое надругательство над оригиналом? Всё равно всех поубивают.

Параллельно театр начинает работу над «Пиковой дамой» и «Богемой».

Близится к завершению работы в Камерном зале, где на открытие зрителям обещают триптих барочных опер, сюжетно объединенных закулисной жизнью театра: «Избрание капельмейстера» Йозефа Гайдна, «Дирижер оркестра» Доменико Чимарозы и «Директор театра» Вольфганга Амадея Моцарта, после чего театр обещает премьеры классических и современных опер, в числе последних – «Человеческий голос» Франсиса Пуленка, «Отец Сергий» Василия Лобанова, «Ожидание» Арнольда Шенберга ...

 

***

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМЕНИ ГОРЬКОГО открывается 20 сентября спектаклем по пьесе Григория Горина «Шут Балакирев», и пока очень осторожно молчит по поводу дальнейших премьер театра.

В САМАРТЕ в тот же день – премьера «Неточки Незвановой» или, если по-правильному, спектакля «Жизнь артиста» по пьесе Валерия Семеновского, созданной по мотивам повести Ф. М. Достоевского. Режиссер – Александр Кузин, художник – Александр Орлов.

В конце месяца в театре – ещё одна премьера – «Дневник Анны Франк» (инсценировка Аси Волошиной) в постановке Екатерины Гороховской. Вслед – инсценировка «Денискиных рассказов» Драгунского и «Манюня» по книге Наринэ Абгарян.

В театре «САМАРСКАЯ ПЛОЩАДЬ» поставят спектакль по пьесе (уже интересно!) Максима Осипова «Русский и литература», возможно – «Кроткую» Достоевского.

В «КАМЕРНОЙ СЦЕНЕ» «Не сошлись характерами» А. Островского и несколько современных пьес, названия которых вполне объяснимо хранятся в тайне.

САМАРСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ открылся замечательным спектаклем «Басни Крылова, музыка Глинки…» в постановке Екатерины Образцовой по пьесе Бориса Голдовского. Хрестоматийные сочинения Ивана Андреевича Крылова с отличной от оригинала моралью, полной иронии и новых смыслов, под музыку его современника Михаила Ивановича Глинки. Спектакль совсем не для маленьких детей, но для их родителей.

 

***

А за пределами губернской столицы…

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР «КОЛЕСО» ИМЕНИ Г. Б. ДРОЗДОВА открывается спектаклем «Священные чудовища» по пьесе Жана Кокто в постановке хорошо известного тольяттинцам Анатолия Морозова. Не без самоиронии выбранное театром название.

«Колесо» решил поразить воображение зрителей ещё до открытия сезона: театр представит семь (!) премьер: «Дон Кихот»  по мотивам романа Сервантеса (пьеса Михаила Булгакова) и комедию «Чисто семейное дело» Рэя Куни, которого россияне никак не могут забыть в постановке главного режиссера театра Владимира Хрущева; «Когда закончилась война» по пьесе Макса Фриша в постановке Алексея Золотовицкого; «Снегурушка» по сказке Михаила Бартенева (режиссер – выпускница ГИТИСа Оксана Рыбалка); «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина в постановке Василия Мищенко и инсценировку романа Артура Хейли «Колеса» в постановке художественного руководителя театра Михаил Чумаченко.

XXII театральный сезон МОЛОДЕЖНОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА откроется спектаклем Юрия Раменскова «Чудеса пренебрежения» по пьесе Лопе де Вега. Затем – «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира, «Вечно живые» Виктора Розова и «Тайна пропавшего снега» по пьесе Ксении Драгунской в постановке Алины Гударёвой; «Старший сын» Александра Вампилова (режиссер Юрий Раменсков), «Серая шейка» Екатерины Гороховской (режиссер Олег Толоченко).

Театр юного зрителя «ДИЛИЖАНС», переживающий капитальный ремонт, откроется аж 24 октября, но премьерой – похоже, единственным премьерой профессионального театра, посвященной 200-летию Михаила Лермонтова, – «Герой нашего времени».

Поостерегусь представлять планы СЫЗРАНСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ А. Н. ТОЛСТОГО: там очередной главный режиссер – Олег Шахов (в прошлом сезоне он поставил в театре мюзикл «Ханума» и комедию «Кабаре господина Аркадия Аверченко»). Тем более, что театр закрывают на капитальный ремонт и работать ему по клубам и полевым станам. Но до закрытия он успеет показать «озорную» комедией «Любовь на колесах» С. Свободы. Режиссер Владимир Калялин, художник Анна Митко.

 

Виктор Долонько