Уже давно художники и кураторы твердят, что самарское искусство в плену у Волги, что оно «окольцовано» Лукой. В каком-то смысле Волга воспитывает художника, прививает ему «самарскую метафизику», любовь к созерцательному формализму и философской медлительности. Прямо из города, через реку, мы видим лес, и это соседство внушает самарцам веселое языческое суеверие. Они не искусством занимаются, а шаманят, поэтому искусство у нас должны представлять только городские сумасшедшие.

Сумасшедшие эти группируются и организуют кампании вроде Ширяевской биеннале или «Правого берега», а то и «Жигулевского Барбизона», то есть мероприятий, которые направлены не на окультуривание природы, а, наоборот, на одичание интеллигенции.

И вот в прошлое воскресенье куратор Константин Зацепин инициировал выход художников на замерзшую Волгу. Название «Первая ледовая биеннале» быстро обросло дополнительными именованиями: «Первая фейсбучная биеннале» и «Первая инстаграмная [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]биеннале». Ключевой здесь является игра со словом «биеннале» как со знаком благоустроенного, туристически привлекательного, а значит коммерциализированного современного искусства. Проект «Лёд» заявлялся как продолжение идей арт-группы «Лаборатория», а идеи эти заключаются в исследовании и переосмыслении форм социального существования искусства. Так, участники «Лаборатории» ходили по галереям и кричали на открытиях: «Зачем мы ходим на выставки?», совместно с группой «Супостат» проводили анкетирования, чтобы составить образ среднестатистического зрителя, а самым ярким их жестом было устроить в галерее лекцию, которую в перерывах между эротическими танцами читала стриптизерша. «Ледовая биеннале» – это диверсионная практика, лабораторный опыт: в принципиально антимузейное и антигалерейное пространство запускаются зрители и художники, которым объявляется, что они попали на биеннале – ни в каком другом городе этот трюк бы не прошел, но такова специфика Самары, что мы легко сливаем природу и искусство.

Эффект получился, с одной стороны, замечательным, с другой провальным. Лёд на реке подтаял, и пришедшие бродили по берегу, боясь наступить в лужу. После нескольких минут такого брожения все пришедшие от острого чувства пустоты начали быстро вырабатывать творческие предложения: поджечь торчащую во льду елочку или раздеть кого-нибудь. Мифы о Волге и Русской Зиме – это большие мифы, им нужно как-то соответствовать, поэтому планы у пришедших были грандиозными. Илья Саморуков хотел оставить на всем пути следования через Волгу таинственные знаки, Константин Зацепин с Дмитрием Жиляевым сооружали снежный куб в честь французского философа Диди-Юбермана, сидящие на ветвях прибрежного дерева Анастасия Альбокринова и Константин Сафаров цитировали картину Саврасова про «грачи прилетели», Анна Коржова выкладывала выпрошенные у дворников на набережной лопаты, назвав получившуюся инсталляцию «Вечной зимой», прочие сжигали стихи Петрарки, лепили из снега батареи центрального отопления, делали портреты, макая лицо в снег, резали из наста сердечки, в общем, креативили по полной. А самым впечатляющим произведением стало выписанное в центре Волги струями мочи слово «инновация».

Глупо разбирать каждое произведение, глупо даже говорить, что перед нами было биеннале, но не менее глупо и критиковать это мероприятие и клеймить его участников как бездарностей. Главной целью проекта было выгнать людей на улицу, на природу, чтобы творить гармонию из хаоса. Важно, что на «биеннале» не было зрителей: организаторы перевербовали всех пришедших в активных участников. Всем, кто хотел дать свой личный совет художнику, было предоставлено право голоса. Все наперебой интересовались у интернет-дивы Тани Симаковой, какой именно песне Пугачевой она посвятила свои воткнутые в снег цветы и пепел Петрарки, все хором предлагали бросать Сергея Баландина в снег и смотреть, что получится. И все, что получалось, очень хотелось назвать ерундой и совсем не хотелось называть искусством, потому что в этом было слишком много жизни. Но, может, «Лаборатория» Зацепина этого и хотела. Потому что «искусство» и «вечность», они только у Снежных королев бывают.

Сергей Баландин

Подробный фоторепортаж об этом событии смотрите в рубрике «НАГЛЯДНО»