Замечательно, когда у Художественного музея так много выставочных помещений, что он может себе позволить делать «проходные» выставки. Замечательно, когда посетитель на выходе из музея может сравнить одну выставку с другой, ранжировать их по качеству и оценить по известной трехбалльной шкале: «понравилось – не понравилось – нормально».

Количество баллов в этой шкале как раз совпадает с количеством залов для временных выставок в музее, и у каждого из трех залов есть своё традиционное предназначение: Мраморный зал, парадный, обычно служит для масштабных высококачественных выставок, «Коллекционер» – для выставок попроще, но с претензией, а Лекционный зал за редким исключением отдают под детское творчество и под проекты, в которых руководство музея не уверено.

Конечно, это правило действует не всегда, но в этот раз оно себя оправдало: именно в Лекционном зале музей осторожно разместил выставку фотохудожника Марио Видора «Идеальное облако».

Выставка состоит примерно из тридцати крупноформатных черно-белых фотографий с итальянскими видами, главную роль в которых автор отдал облакам. Такой вот певец облаков. При развеске работ организаторами двигала идея показать жизнь человека от рождения до смерти, поэтому, если осматривать выставку от двери налево по кругу, то вы увидите сначала облака над деревьями, горами, полями, потом облака над памятниками итальянской культуры, затем облака над чудной одинокой церковью в горах, и, наконец, над вереницей кладбищенских крестов.

Чтобы фотографии облаков или других явлений природы могли претендовать на что-то большее, чем быть просто иллюстрациями для учебных пособий по географии, необходимо присутствие образа человека, поскольку именно его волнующаяся и ищущая фигура способна обращать физику в метафизику. Именно с этой целью Толстой кладет под небо Аустерлица Андрея Болконского, Айвазовский разбрасывает по бурным волнам терпящих бедствие турков в «Девятом вале», а Брюллов пишет гибнущие под Везувием Помпеи. Как говорил Сталин в «Детях Арбата», «нет человека – нет проблемы».

Но нет проблемы – нет и художественного произведения. В работах Марио Видора нет никаких проблем, они пусты и беспроблемны. И поэтому скучны. Смотрители на выставке обсуждают с редкими посетителями, кто куда ездил отдыхать и как там чисто.

На некоторых фотографиях люди, впрочем, появляются, но скорее в функции стаффажа, в качестве бледной тени на черно-белом пейзаже – бездельные, безэмоциональные. Небом у Видора не любуются, в церквях не молятся, и даже пустынное кладбище фотограф умудрился сделать «веселеньким».

При превращении инфракрасного снимка в черно-белый, возникает эффект, который дает качество изображения, называемое 2,5-D. Ради этого чудноватого эффекта куратор Андрей Мартынов и решил возить выставку Видора по России (она уже побывала в Новосибирске и Омске). Но вместо привлекательной оригинальности мы видим отталкивающую фантастичность. И более-менее интересной фотографией является как раз заявленное на афише выставки «Идеальное облако в Сьерре-ди-Раполано», похожее на атомный гриб. Только эта откровенная апокалиптичность и цепляет. Все остальные облака музейный смотритель назвала просто «страшными».

 Сергей Баландин