Что останется от уходящего – 2013 года – в истории самарской культуры и в памяти горожан? Какие художественные откровения не умерли сразу после того, как были представлены публике? В качестве экспертов, которые определили для «Засекина» наиболее серьёзные, интересные и значимые самарские события 13 года XXI века в актуальном искусстве и культуре, выступили литературовед Ирина Саморукова, руководитель региональных программ Приволжского филиала Государственного центра современного искусства Неля Коржова, президент киноклуба «Ракурс» Михаил Куперберг, кинокритик Роман Черкасов, театральный критик Татьяна Журчева и редактор областного еженедельника «Культура» Виктор Долонько.

 

Самара как текст, жест и знак

Безусловно, что самым знаковым событием для всех, так или иначе причастных к современной культуре горожан, стало окончание долгой и, как казалось, бесплодной борьбы за здание Фабрики-кухни. 15 сентябре с рабочим визитом Самару посетил министр культуры Владимир Мединский, а 10 декабря был подписан договор между собственниками здания бывшей Фабрики-кухни завода им. Масленникова и правительством Самарской области, согласно которому образец «советского конструктивного формализма» переходит в государственную собственность. После реконструкции там должен быть создан Средне-Волжский центр современного искусства.

Руководитель региональных программ Приволжского филиала ГЦСИ Неля Коржова сообщила «Засекину», что 22 декабря в Москве состоялся специальный  семинар, посвящённый разработке концепции будущего центра.  «Профильно современным искусством мы занимаемся с 1997 года, а с 2007 года являемся сотрудниками Государственного центра современного искусства. Все эти годы мы работали на совершенно разных площадках с различными музеями, галереями, университетами. И в этом году, наконец, стало известно, что у нас появится своё место», -  отметила Коржова.

По её мнению, в 2013 году в самарской художественной жизни стоит особенно отметить два события: фестиваль «Улица, как музей и музей, как улица» и восьмую Ширяевскую биеннале современного искусства. Фестиваль «Улица, как музей…» - это, прежде всего, выставка работ на остановках общественного транспорта. В проекте приняли участие и такие известные в стране и в мире художники как Виктория Тимофеева и Дмитрий Врубель. В рамках фестиваля в Самару приезжали композитор-минималист и философ Владимир Мартынов, а также искусствовед, куратор Фонда Гаянэ Хачатурян Виталий Пацюков.

Международная Ширяевская биеннале, которая в этом году проходила уже в восьмой раз, по словам Нели Коржовой, очень выросла не только количественно, но и качественно.  «Нас в этом году порадовал не только состав участников, который  изменился процентов на восемьдесят, но и качественный уровень работ», - уверена она.

Кроме того Неля выделила выставку участников пятой Московской биеннале современного искусства «Ничего подобного» в галерее «Виктория», куратором которой выступил самарский актуальный художник Владимир Логутов.

По мнению доктора филологических наук Ирины Саморуковой, Самаре уже который год не хватает собственного мифа, связанного с актуальным пространством. Среди запомнившихся и универсально значимых событий уходящего года она называет выставку «Символы места. Опыт локальной художественной психографии» в Самарском художественном музее, Ширяевскую биеннале, цикл акций и вечеров в музее-усадьбе Алексея Толстого и издание книжной поэтической серии «Цирка «Олимп»+ТV». «В серии уже вышло семь книг современных русских поэтов из Москвы, Рязани и Самары, в частности Александра Ожиганова, Александра Макарова-Кроткова, Сергея Лейбграда, Виталия Лехциера, Татьяны Риздвенко, Всеволода Некрасова и Алексея Колчева. То есть Самара выступает не только как некое место, которое варится в собственном соку, но и как центр художественно-культурной жизни России», - подчеркивает Саморукова.

Открытием года лично для неё стали работы художника Валентина Белоусова (1930-2010). «Это совершенно великолепный и замечательный художник. Я раньше не знала о его существовании. К сожалению, у нашего музея до последнего времени не было ни одной его работы», - отмечает эксперт.

О книжной поэтической серии «Цирка Олимп»+TV в своих « Футурологических ворчаниях» отозвался и культуролог Виктор Долонько, отметивший, что «там гармонично соседствуют сборники самарских и российских поэтов (столичных и провинциальных), которых судьба тем или иным образом свела с философско-литературным кружком Сергея Лейбграда, Виталия Лехциера и Ирины Саморуковой. Редкий случай, когда литературе не хочется присваивать ругательное определение «самарская».

Событием уходящего года Виктор Долонько назвал и книгу «Поэтика городского пространства Самары» архитектора и философа Сергея Малахова, вышедшую при поддержке областного министерства культуры. «Полная ностальгии поэма в прозе о разоряемой малой родине. Пока не прочитаете – не поверите, насколько щемящим может быть чтение монографии по архитектуре», - считает он.

 

До и после кино

Самарский киноклуб «Ракурс» в этом году несколько изменил формат своей деятельности. Помимо показов в малом и большом залах Дома актёра киноклуб сделал попытку выйти и в «попкорновое пространство» «Киномоста» в Мега-Сити, где показывались фестивальные фильмы и кинопремьеры. В поисках нового зрителя «Ракурс» совместно с арт-клубом «Корица» запустил проект «Азбука кино», представляющий собой цикл лекций и кинопоказов. Лекции в «Корице» читали Михаил Куперберг, Ирина Саморукова, Валерий Бондаренко, Олег Горяинов, Сергей Лейбград, Роман Черкасов и Илья Саморуков. Многим запомнился и совместный проект «Засекина» и «Ракурса» «Свободное зрение», в рамках которого в Самару со своими последними киноработами приезжали Рустам Хамдамов и Светлана Баскова.

Итоги работы «Ракурса» в 2013 году подвёл его бессменный президент Михаил Куперберг:

«Не скажу, что в этом году произошёл какой-то прорыв. Если говорить о сотрудничестве с «Киномостом», то с коммерческой точки зрения из 12 показов лишь два были удачными – «Вечное возвращение» Киры Муратовой и «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша. Руководство «Киномоста» хотело немного изменить статус кинотеатра. Они ожидали притока интеллектуального зрителя в большом количестве. Но этого не произошло. Мы же хотели нового зрителя, который в Дом актёра не ходит по разным обстоятельствам. Не получилось ни того, ни другого», - сетует Куперберг.

Открытий в этом году в российском кино, по мнению Михаил Куперберга, не было совсем. Разочаровали киноведа и документальный фильм «Да здравствуют антиподы» Виктора Касаковского, и «Роль» Константина Лопушанского.

Кинокритик Роман Черкасов среди фильмов уходящего года назвал «отличными работами» «Милую Френсис» Ноя Баумбаха, «Жасмин» Вуди Аллена, «Советник» Ридли Скотта и «неожиданно хороший фильм» «Молода и прекрасна» Франсуа Озона.

 «Кроме того было несколько отличных блокбастеров: два фильма Marvel Studios и впечатляющий Форстер с «Войной миров Z», - считает Черкасов.

 

От драмы до «Консерватории»

Главным театральным впечатлением уходящего года, по мнению театрального критика и кандидата филологических наук Татьяны Журчевой, стал фестиваль  «Волга театральная».

«Как на любом фестивале, там были разные по уровню и качеству спектакли. Были огорчения, были радости. Несомненно, радует, что наши городские театры («Камерная сцена» и «Самарская площадь» из Самары, МДТ и «Дилижанс» из Тольятти) оказались на общем фоне не только не хуже других, но и лучше многих. Причем, вполне объективно – московские члены жюри Ирина Мягкова и Любовь Лебедина были очень взыскательны», - рассказывает она.

Личным открытием на фестивале для Татьяны Журчевой оказались спектакль Альметьевского драматического театра по пьесе Бертольда Брехта «Мещанская свадьба». «Представьте себе: небольшой город, национальный театр (а татарский национальный театр очень традиционен и консервативен) – и вдруг такая яркая режиссура, такой современный, даже авангардный способ сценического существования. И, кстати, публика принимала спектакль прекрасно»,  - вспоминает Журчева.

За 2013 год на театральной карте Самарской области прибавилось два профессиональных театра - «Дилижанс» в Тольятти и «Грань» в Новокуйбышевске. Оба театра имеют уже очень давнюю историю, но теперь их профессиональный статус признан официально.

В этом году театр «Грань» весной провел свой очередной фестиваль «Помост». По мнению Татьяны Журчевой, он стал серьезным испытанием для руководителя театра Дениса Бокурадзе, его «боевым крещением», которое он выдержал успешно.

Спектакль «Фрёкен Жюли» по пьесе Августа Стриндберга принёс несколько открытий сразу. «Во-первых, режиссер Денис Бокурадзе, которого прежде я знала только как актера. Во-вторых, Юлия Бокурадзе, которая оказалась неожиданно яркой, по-настоящему драматической актрисой. Ну и, конечно, молодые актеры Алина Костюк и Данила Богомолов. Вообще говоря, совсем еще юный актер Богомолов, всего только полгода назад получивший свой диплом, кажется, главное театральное открытие последних двух самарских сезонов. Он уже очень активно занят в репертуаре Академического театра драмы, уже получил премию в губернском профессиональном конкурсе «Самарская театральная муза» и в городском театральном конкурсе «Браво». А с «Фрёкен Жюли» побывал на нескольких театральных фестивалях», - говорит Журчева.

С ней согласен и культуролог Виктор Долонько, отмечающий, что «любительский новокуйбышевский театр-студия, отметивший 20-летие и весьма интересно работавший и в эпоху его основательницы Эльвиры Дульщиковой, после прихода Дениса Бокурадзе с первого же поставленного им спектакля заставил говорить о себе в одном ряду с профессионалами из Самары и Тольятти».

В Театре оперы и балета Татьяна Журчева отметила две «театральные радости минувшего года» – премьеры опер «Аида» и «Севильский цирюльник».

Премьера спектакля «Гамлет» в  СамАрте вызвала много разноречивых мнений. Тем не менее, она стала событием, поскольку самая знаменитая пьеса Шекспира не ставилась в Самаре 40 лет со времен знаменитого «Гамлета» с Юрием Демичем в театре драмы в постановке Петра Монастырского.

Постановку «Гамлета» Анатолия Праудина выделяет и Виктор Долонько. «Это спектакль со всей его запредельной искренностью, свойственной разве что участникам Страшного суда. При всех цитатах (а кто скажет, что в эпоху постпостмодерна цитата – грех?) и издержках провинциальной сцены. Главное: не для «Маски» делали, не напоказ – для себя. И, похоже, спектакль вытянул театр из трясины творческого кризиса», - подчёркивает культуролог.

В качестве совершенно отдельного явления Долонько отмечает концертно-филармонический зал «Консерватория».

«Еженедельные концерты. Студенты получают необходимую сценическую практику, а у преподавателей появился творческий стимул, без которого и рушатся, как правило, учебные заведения и образовательные системы. Гастроли, на которые приезжают настоящие звездочки. И, наконец, собственные программы – вершина, до которой карабкаются годы, а в этом случае – два-три сезона!», - объясняет свой выбор редактор областной «Культуры». Впрочем, отдельной строкой он отмечает концерт из сочинений Всеволода Задерацкого, «случившийся в «Консерватории» благодаря совместным усилиям музыкантов из Академии культуры и искусств и Академического театра оперы и балета».

Подготовила Мария Осина