Во вторник, 3 декабря, в галерее «Виктория» открылась выставка «Ничего подобного», в которой свои работы представили  участники Пятой московской биеннале современного искусства из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Самары, Праги и Харькова. Куратором проекта, с которым самарцы могут познакомиться до 12 января,  выступил самарский актуальный художник Владимир Логутов.

На открытии выставки, несмотря на то, что обледеневший спуск по улице Некрасовской к галерее «Виктория» пугает своей крутизной и почти полным отсутствием ступенек, было довольно людно. Куратор экспозиции Владимир Логутов, выступая перед зрителями, рассказал, что эта выставка собиралась в течение полугода и первоначально экспонировалась в Музее Москвы. В Самаре представлен её усечённый вариант. Однако, по мнению Логутова, лучшие работы в Самару приехали. Приехали на открытие и три автора - Андрей Сяйлев, Сергей Прокофьев и Василий Субботин.

Самарская экспозиция обошлась без медиа и видео-арта, поскольку куратор решил сосредоточиться, как он выразился,  на «традиционных жанрах», то есть на живописи, арт-объектах, инсталляциях и фотографии. По словам Владимира Логутова, в «Виктории» оказались работы, которые «так или иначе ставят нас в некий тупик и не дают их быстро переварить и воспринять».

«Эти работы заставляют нас думать, выстраивать новый тип отношений с произведениями. Вещь, с которой мы не можем взаимодействовать традиционно, как с объектом искусства, заставляет вырабатывать какие-то новые культурные коды, настраивать коммуникацию с ней», - объяснил идею своего проекта Владимир Логутов.

Странно, но «Ничего подобного» в противовес названию, как будто намеренно, демонстрирует исключительно подобное, переосмысляя и воспроизводя художественные опыты прошлого века.

Экспозиция начинается с работ пражского художника Иварса Гравлейса под названием «Shopping poetry». В рамки помещены фотографии продуктов и товаров, выложенных на ленту в супермаркете: сосиски, быстрорастворимая лапша, помидоры, тапочки. Рядом, и тоже в рамках, висят соответствующие чеки с перечнем покупок. Это вполне «классический» реди-мейд, изобретённый Марселем Дюшаном и доведённый до поп-арта Энди Уорхоллом. Чтобы зритель уж точно не сомневался, работы снабжает пояснительная записка «Стихи могут быть интерпретированы как потребительское Дада». Но если Дюшан  наглядно «разоблачал» традиционное искусство, предполагая, что объект делают художественным исключительно желание автора и тот контекст, в который он попадает, то Гравлейс деконструирует уже сам дюшановский метод.

Инсталляция «Открытий больше не будет» краснодарской арт-группировки ЗИП, вошедшей в прошлом году в лонг-лист премии Кандинского тоже весьма последовательно воспроизводит узнаваемый концептуалистский приём. На красном фоне помещена большая надпись «Открытий больше не будет», а на стене под ней деревянное оружие: пистолеты, автоматы и ножи.

Впечатляют кирпичи Андрея Сяйлева «Полное собрание сочинений». Причем настоящие бурые кирпичи в абсолютно буквальном смысле. Собрание сочинений  с выгравированным профилем вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина в количестве пятидесяти пяти штук прочно и намертво стоят на полке, фактурно воплощая расхожее выражение «книга тяжёлая, как кирпич».

Любопытны картины из цикла «Свет» Владимира Потапова и работы Андрея Режета из серии «В пятнах». «Свет» одновременно показывает как невесомость, так и фактурность светового потока. На картине изображена стоящая на столе лампа, образующая круг света,  который одновременно выполнен и краской, и самой рельефной поверхностью холста.

В целом от «логутовской» выставки остаётся впечатление целостного, органичного и законченного события. Но при этом удивляет скрупулёзное следование когда-то авангардным, а сейчас уже устоявшимся художественным практикам. При всём многообещающем названии, «Ничего подобного» предлагает качественные, интересные, но откровенно «подобные» работы. Правда, с другой стороны, основным критерием этой экспозиции куратор Владимир Логутов назвал «хорошее искусство, которое экспериментирует и поэтому перспективно». А перспектива, действительно, может быть направлена не только в будущее, но и в прошлое…

Мария Осина