У депутата Государственной думы от Самарской области, известного российского борца с коррупцией и видного деятеля самарской культуры возник новый оригинальный замысел. Александр Хинштейн, по его собственным словам, «имеющий корни в Самаре», решил установить в областной столице памятник профессору Ф.Ф. Преображенскому. Да-да! Тому самому – из знаменитой повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», с которой наш без всяких двусмысленных шуток выдающийся депутат познакомился благодаря одноимённому фильму Владимира Бортко.

Как пишет сам Александр Евсеевич в своём твиттере, «возник и новый интересный замысел. Есть версия, что прототипом героя «Собачьего сердца» был самарский профессор Преображенский. Решили дополнительно отработать версию в архивах. Если найдем дополнительные доказательства самарских корней Преображенского, сделаем скульптуру».

Хочется напомнить уважаемому депутату, что ту самую «не отработанную версию» о том, что прототипом персонажа повести Михаила Булгакова Филиппа Филипповича Преображенского является самарский психолог, ректор Самарского университета Александр Нечаев, несколько лет назад высказал самарский краевед и журналист Валерий Ерофеев. Согласно весьма самодеятельной, провинциально-прихотливой концепции Ерофеева, в 1924 году на конференции в Москве Булгакову, никогда не посещавшему Самару, Нечаев рассказал о своём самарском коллеге, преподавателе истории Павле Александровиче Преображенском, который тоже «не любил пролетариат». Это, мол, и подтолкнуло якобы Михаила Афанасьевича к тому, чтобы сделать не чуждого медицине профессора Нечаева прототипом Филиппа Филипповича, но при этом дать ему византийскую фамилию преподавателя истории Преображенского.

Однако, к сожалению для наших неофитов, в булгаковедении круг прототипов Ф.Ф.Преображенского очерчен достаточно чётко. Среди них значатся французский врач и автор «метода омоложения» Броун-Секар, врач-гинеколог Николай Покровский, хирург Сергей Воронов, врач Алексей Замков, биолог Илья Замков, а также выдающиеся русские учёные Бехтерев, Павлов и Данилевский.

А вот прототип начальника очистки Полиграфа Полиграфовича Шарикова вполне мог жить и работать в Самаре, а потом и в Куйбышеве. По данным ИА «Засекин», в самарском ЧК, а также в горкоме КПСС и горисполкоме работало больше 20 человек с фамилией Шариков. С 1917-го года и до сих пор самарцы любят называть своих собак незамысловатой, но милой кличкой «Шарик». Совсем недавно прокуратура Самарской области выступила с законодательной инициативой о создании в губернии специального органа по работе с бездомными животными, то есть отдела очистки в терминологии Михаила Булгакова. Надеемся, что если эти данные подтвердятся, депутат Государственной думы Александр Евсеевич активно, как это умеет только он, поддержит инициативу установки в нашей горячо любимой Самаре скульптурной композиции из двух самодостаточных и равно выразительных частей - памятника жертве буржуазных экспериментов, простому мунииципальному начальнику Полиграфу Шарикову и фигуры не менее пострадавшего от консервативно-либеральных и контрреволюционных элементов простого уличного пса с неоднозначной родословной Шарика.

Отметим, что в этот четверг состоялось очередное заседание комитета «Культурная Самара», на котором, в частности, было принято решение об установке в Самаре ещё одного познавательного и весёлого памятника - бравому солдату Швейку, чей образ, опять-таки по версии Хинштейна, был задуман замечательным чешским писателем Ярославом Гашеком именно в Самаре. Не сомневаюсь, что Александр Евсеевич прекрасно знает, что анархист и остроумец Гашек начал свою литературную деятельность в 1903 году, потом стал невольным участником Первой мировой, где и почувствовал себя нелепым и неунывающим Швейком. Но зачем спорить с крупнейшим в России борцом с коррупцией, что автоматически означает глубочайшие и выстраданные культурные познания?! И то, что «замысел Швейка» пришёл в Самаре, ясно и так. Без умных. Как и «замысел Чонкина» Войновичу.

Мне вот не ясно лишь одно – а почему бы не поставить в Самаре памятники самим Гашеку, Алексею Толстому, Ежову, Рязанову? Про Грота, фон Вакано, Симонова, Головкина, Засекина я и вовсе промолчу. А нет, нет – теперь понятно. Тогда будет не смешно. Круто не будет. И угарно не будет. А так – ну ваще! Чистый анекдот! И актеров, исполнивших роли «самарских персонажей», граждане знают, чего уж прикидываться, гораздо лучше их «прототипов»…

Глеб Райт