В наших пенатах, как и во всем мире, начинается традиционный декабрьский ритуал – подведение итогов уходящего года. Медиа, социальные сети, компании, политики и простые люди – все спешат подвести черту под очередной главой жизни. И вот мы стоим на пороге 2025-го, четверть XXI века почти прожита. Кажется, только вчера в наших домах звучали тосты не просто за новый год, а за новое тысячелетие. Многие еще помнят тот особенный миллениумный салют, а теперь – взгляните – четверть этого «нового века» уже становится историей.
Сам процесс подведения итогов – удивительный феномен человеческого сознания. Он позволяет нам из калейдоскопа событий – личных, общественных, глобальных – соткать некое подобие упорядоченной картины. Мы словно раскладываем пасьянс из происшествий и перемен: вот это повлияло на нашу жизнь фундаментально, а вокруг этого мы просто много суетились, тратя время и эмоции. Но что если в этот раз отойти от привычного формата и поговорить не о событиях, а о человеке? О его свойствах, о явлениях нашей обыденной жизни, задать себе неудобные «почему»?
За последние годы человечество столкнулось с удивительным открытием о самом себе. Наука, искусство, медицина веками изучали человека – его интеллект, физические и психологические возможности, вкусы, привязанности, поступки. Они исследовали, как личность трансформируется под влиянием обстоятельств и общественного устройства. И что же выяснилось? Мы давно знали, что человек на земле – не самое приспособленное к выживанию существо, не самый сильный физически, не самый устойчивый психологически. «Не бог, не царь и не герой» – как бы нам порой ни хотелось думать иначе. А теперь, с появлением искусственного интеллекта, оказалось, что мы и не самые умные, хотя именно мы этот ИИ и создали.
Но разве не остаются нашей исключительной привилегией самые важные качества? Способность любить, впадать в панику, подвергаться массовым заблуждениям, испытывать ненависть и сострадание, объединяться перед лицом опасности. И конечно – наша способность к иронии, особенно по отношению к себе, существам, задуманным подобием бога.
Взгляните на политический театр наших дней: проходит 22-й съезд «великой партии Единая Россия» (как её охарактеризовал самарский губернатор). Разве не удивительно это настойчивое косплеение другой, некогда более полувека, тоже называвшей себя великой партией – КПСС? Спустя тридцать три года после объявления её вне закона мы слышим все те же «товарищи», все то же «испытываем уверенность в завтрашнем дне», и – неизменную мантру о врагах вокруг, которых мы непременно победим. Почему? Потому что ничего другого за эти годы не придумали? Но ведь очевидно же – не самые великие и не самые непобедимые, да что там – много чего не самые.
А как вам призыв президента «стать лидерами применения искусственного интеллекта во всех сферах жизни»? При этом утверждается, что ИИ уже используется в госуправлении, образовании, медицине. Правда? Тогда возникает резонный вопрос: почему в нашей северной стране снегопад до сих пор остается явлением неожиданным для многочисленного управленческого аппарата? Почему справиться с ним без транспортного коллапса не удается? Почему летом города тонут после обычного дождя? И сколько еще губернаторов Самарской области будут рисовать нам картины не решенных в свое время проблем, и чертить светлые горизонты будущей жизни, в которой, похоже, «жить не придется ни мне, ни тебе»?
История повторяется с удивительным постоянством. Вспомните, как на съезде (тоже, кажется, 22-м) той самой «великой партии КПСС» Никита Сергеевич Хрущев побуждал «догнать и перегнать Америку» и построить к 1980 году коммунизм. Как он переиначил лозунг «от каждого по способностям – каждому по труду», заимствованный Марксом для «Критики Готской программы», в утопическое «от каждого по способностям – каждому по потребностям». Разве нельзя просто жить и работать без громких лозунгов? Без страха быть арестованным за инакомыслие, за сотрудничество с учеными других стран? Без этой одержимости быть первыми, лучшими, величайшими, без гонки за Америкой?
А в финале года – не апофеоз ли абсурда – президент награждает орденом «Герой труда» лидера «оппозиционной» партии. И это тоже вопрос: до какой степени может дойти имитация труда, измеряемого непрерывным нахождением на выборной должности?
Возможно, главный итог 2024 года – это накопившиеся вопросы, на которые мы все еще не готовы ответить честно. Мы продолжаем жить в парадигме громких заявлений и красивых отчетов, пытаясь упаковать реальность в удобные рамки достижений и побед. Но может быть, пора научиться задавать правильные вопросы? И главное – слышать ответы на них, какими бы неудобными они ни были?
Ведь каждый прожитый год – это не только строчка в отчете или галочка в списке достижений. Это еще один шанс понять себя, свое место в стремительно меняющемся мире. И, возможно, самый важный вопрос, который стоит задать себе на пороге 2025 года: готовы ли мы наконец перестать играть в старые игры ненависти, недоверия, презрения друг другу и начать честный разговор с самими собой, соседями и миром?
Комментарии (0)
Оставить комментарий