В скверах и парках, на набережной и во дворах на детских площадках играют дети. Они не знают, что они узбеки, таджики, русские, чуваши, мордва и даже – в столь непростой для страны момент – украинцы. Родителям, бабушкам и нянькам, присматривающими за малышами не до геополитики. Они не знают о красных линиях, которые рисуют им депутаты госдумы, годами симулирующие патриотизм в осложненной форме. У этих детей и взрослых другие заботы, ведь им не нужно прикрывать политическую, экономическую и культурную недееспособность вмешательством злых сил, закулисы, агентов влияния и «гастарбайтеров». А вот депутатам с обострением надо…

Глядя на эту привычную уже во многих странах, городах и весях картину, невольно вспоминаются строки:

«Дети разных народов,

Мы мечтою о мире живем.

В эти грозные годы

Мы за счастье бороться идем».

Как же так получается, что эта детская непосредственность и открытость миру с годами уступает место страху и неприязни?

Мигрантофобия – это иррациональный страх перед людьми из других стран и культур, который часто подпитывается незнанием и стереотипами. Это не новое явление: история человечества полна примеров, когда чужие культуры воспринимались как угроза существующему укладу жизни. Но миграция была всегда. Это неизбежный процесс. И если это невдомек пенсионеру из следкома или депутату на патриотизме, то остается им лишь посочувствовать. Нравится или нет, но миграция – двигатель прогресса и культурного обогащения, у неё длинная, как жизнь человека, история и она не закончится, пока остаются люди на Земле.

Вспомним некоторые страницы истории народов, заселявших Поволжье и Самарский край. До строительства московским государством крепости Самара, здесь преспокойно жили волжские калмыки. Сходите и постойте на возвышении перед Троицким рынком в Самаре. Это остаток вала, укрепления, разделявшего степь и крепость. Здесь происходила интенсивная торговля. Вернее тогда ещё обмен товарами между населением крепости и калмыками.

Давайте вспомним, что Указом императрицы Екатерины II свободные земли Поволжья заселялись немцами-менонитами для распространения культуры земледелия и культуры производства продуктов питания. Они проживали здесь с 1760-х годов и вплоть до 1941 года. По условиям Манифеста Екатерины II, желающим приехать в Россию в качестве колонистов, в случае отсутствия у них денег на проезд, следовало обращаться к русским дипломатам или их резидентам, которые обязывались обеспечить отправку колонистов с предоставлением им денег на путевые расходы.

При всей сегодняшней трагической истории отношений между Россией и Украиной, земли Самарско-Оренбургского края заселялись по решению правительства Российской Империи украинцами: большими волнами в XVII-XVIII веках, в столыпинскую реформу… Достаточно посмотреть на некоторые названия поселений Самарской области, чтобы увидеть следы тех решений.

Как не вспомнить, что так называемые «незаконные» мигранты не перелетели границу России, притворившись белыми голубями. Все как-то пересекали таможенные пункты, предъявляли документы и проходили те проверки, которые установила российская власть. Возможно, они использовали «дыры» в законодательстве. Но не они их «расковыряли» и не им за них отвечать. За эти дыры отвечают отечественные, условно говоря, законодатели.

Что касается особенно приписываемой склонности мигрантов к уголовным преступлениям, то не следует манипулировать статистикой, выхватывая из неё части. Любите цифры – используйте их честно и полностью. Это полезно для улучшения собственных нравов. В том числе, с целью уменьшения семейного и иного насилия, к которому сегодня вольно или невольно прибегают… участники СВО. Да, преступность – она от человека, а не от национальности.

Так почему же политики так охотно теребят эти струны человеческой души? Ответ прост и циничен: это отличный способ отвлечь внимание от реальных экономических и социальных проблем. Зачем проводить сложные реформы, когда можно просто найти козла отпущения? И вот уже мигранты становятся виноватыми во всех бедах – от безработицы и преступности до покушения на сексуальную неприкосновенность губернаторских уст. А там, глядишь, и до войны недалеко – ведь нужно же защищать «наших» от «чужих». А губернатор, каким бы он ни был, пусть и бывший в употреблении, но «свой»! А своих мы, как известно, не бросаем. По крайней мере, по официальной версии…

Ксенофобия становится мощным политическим инструментом. Страх перед «чужаками» – отличный способ мобилизовать электорат, разделить общество, создав образ врага. Это старая как мир стратегия: «разделяй и властвуй». Но каковы последствия? Нагнетание раздражения и агрессии.

Страх перед неизвестным – один из глубинных механизмов человеческой психики. Политики умело используют это, так как не умеют использовать иное. Расчесывают то, что не чешется.

При наличии ума и доброй воли, мигранты – это не угроза, а возможности для государства. Эти возможности российское государство всегда использовало на благо развития. «Понаехавшие» приносят с собой другие навыки, опыт и культуру, взаимно обогащая принимающее общество.

Девушка, вопреки желаниям и фантазиям казенных мужей почтенного возраста, вышедшая замуж и родившая от гражданина одной из соседней республики ребёнка, не совершила акт предательства национального лидера. Напротив, в условиях необъяснимого сокращения численности молодого и активного российского мужского населения, она нашла способ родить гражданина! И этот новый маленький гражданин, ещё не вызубрил слова песни пропагандиста Шамана и не старается «назло всему миру» быть «русским» или ещё каким-то. Он просто любит маму и папу. И пока не знает, что его заранее не любят глава следкома и один депутат Госдумы из Самары.

Ребёнок просто играет на детской площадке. Потому что погода хорошая, площадка неплохая и тут его друзья.

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Мы все нуждаемся друг в друге, и проблема мигрантофобии формируется искусственно теми, кому выгодно держать общество в страхе и разобщенности. Подло ли это? Без сомнения. Но каждый сам решает: идти на поводу у подлецов или нет.

Пока дети разных национальностей играют вместе, не зная о границах и предрассудках. Может быть, нам стоит поучиться у них? Ведь в конечном счете мы все – люди, заслуживающие достойного обращения и уважения. А озлобиться нам всегда помогут те, кто называет себя «народными избранниками».