Сегодня годовщина начала того, что в России называют новообразованным термином «специальная военная операция» (СВО). Увы, называть вещи своими именами в нашей стране теперь стало уголовно наказуемым деянием. Использовать слово из пяти букв, начинающееся на буквы «В», можно только в контекстах «Вторая Мировая…», «Первая Мировая…», «Великая Отечественная…», но не по отношению к происходящему на территории Украины сегодня. Под запретом и слово из трех букв, начинающееся на букву «М».

Может показаться, что с 24 февраля прошлого года в России отменено действие 29 статьи Конституции РФ, «гарантирующей»: свободу мысли и слова; запрет пропаганды, возбуждающей …национальную… ненависть и вражду; запрет принуждения к отказу от выражения своих мнений и убеждений; запрет ограничения доступа к информации, запрет цензуры.

Уже в первые дни СВО на территории России по требованию Генпрокуратуры неправовым образом был заблокирован сайт ИА «Засекин», а вместе с ним и вслед за ним сотни других изданий. Но мнимая тишина не означает, что жители Самарской области едины в поддержке так называемой «спецоперации».

Этот затянувший на 365 дней февраль многое показал…

Уже 24 февраля 2022 года в Самаре и губернии были проведены десятки акций протеста против действий российских вооруженных сил на территории Украины. Акции эти, несмотря на административное и даже уголовное преследование граждан, посмевших следовать своему конституционному праву на свободу выражения мнения, продолжались весь минувший год. В Самаре, Тольятти, Сызрани, Отрадном и других муниципалитетах граждане продолжали выражать своё несогласие разными способами.

Оказалось, что, несмотря на фактически введенную «цензуру» с запретом выражать альтернативную официальной позиции мнения, граждане не замолчали. Власти, используя рычаги давления, административный ресурс, силовые органы и каналы пропаганды, оплачиваемые за счет средств налогоплательщиков, пытались изобразить массовую поддержку СВО. А несогласных заклеймить маркерами «иностранных агентов» и едва ли не «врагов народа». Тем не менее…

До сих пор не все убеждены, что слепая поддержка любых решений властей является проявлением «патриотизма».

Не все верят, что политика глобальной изоляции – путь возрождения страны, а не её деградации и возвращение в не самое светлое прошлое.

Не все солидарны с видением истории и вытекающими из него решениями президента России Владимира Путина.

Гуляя по улицам Самары, Тольятти и других муниципалитетов, нет уверенности даже в том, что нынешняя политика действительно поддерживается значительным числом жителей региона.

Наклейки с буквой латинского алфавита «Z» встречаются преимущественно на автомобилях Росгвардии и административных зданиях. Тем, кому положено по службе. Добровольное выражение поддержки Z-политике на улицах городов можно встретить довольно редко.

Длинные очереди на казахской границе в период пика мобилизационной кампании ярче, чем митинги с участие муниципальных служащих, показывают реальные настроения граждан. Тысячи, если не десятки тысяч самарцев не желают лично участвовать в СВО.

Одним из ключевых публичных лиц в поддержку СВО является Екатерина Колотовкина – жена генерал-лейтенанта, командующего 2-й гвардейской общевойсковой армией Центрального военного округа Андрея Колотовкина. Позиция объясняется положением её супруга. В порыве патриотизма она присвоила своему мужу и звание «генерала», и звание «Героя»… Но вот сколь-нибудь заметные гражданские лица, не зависимые от администраций и не получающие зарплату из государственных и муниципальных бюджетов, в поддержке СВО в Самарской области, кажется, не замечены.

«Общественное мнение» и «массовую поддержку» СВО в Самарской области изображают активисты «Молодой гвардии Единой России», НКО, получающие поддержку из бюджетов разных уровней, СМИ, финансируемые из бюджета, пул блогеров, традиционно обслуживающий Белый дом и ряд телеграмм-каналов, которые связаны с департаментов внутренней политики губернатора Самарской области.

Прошёл год. Самарская область была и остаётся регионом, где до сих пор остались свободно мыслящие граждане. И нас с вами немало.