Госпропаганда продолжает пугать русофобией. Особенное внимание уделяют Литве, Германии и США. «Первый канал», Россия-1, НТВ вещают о тяготах и лишениях европейской жизни. Тех, кто никогда не был за границей, а поездку в Геленджик, Сочи или Москву считает настоящим событием, не переубедить. Но думающей аудитории может быть интересно, как на самом деле меняется жизнь и быт в Европе после начала того, что российские власти называют «специальной военной операцией». «Засекин» вместе с журналисткой Алиной Винтер постарался разобраться.

Литва

Это государство довольно просто пускает к себе политических активистов и оппозиционных журналистов. Власти страны понимают, насколько важно предоставить россиянам, которые выступают против текущего политического режима России, дать убежище и возможность работать вне России.

Каково отношение литовцев к русским? Я ни разу не встречала какой-либо дискриминации по национальному признаку. Жилье удалось снять без проблем, коммуницировать в магазинах, торговых центрах и других общественных местах с литовцами получается без проблем. Все они говорят на русском или английском. Фраза: «Я из России» вызывает сочувствие, а не ненависть.

Записываться в клиники и на приемы в частные организации удаётся без труда. Ни разу с этим проблем не возникало.

Общение с литовцами показывает: местные жители обескуражены происходящим, они сочувствуют «адекватным русским» и не имеют ничего против, чтобы те переезжали в Литовскую Республику. Европейские ценности, вопреки российской пропаганде, это про поддержку и человеколюбие, а не про садомию, о которой так любят порассуждать Дмитрий Киселев, Владимир Соловьев и прочие «эксперты».

Цены

Этому будет посвящен отдельный репортаж, но цены на продукты действительно стали выше. СВО оказала свое влияние на всё: цены на жилье, различные услуги, продукты, одежду выросли.

МРОТ в Литве составляет чуть больше 700 евро. Средний же размер зарплаты неквалифицированных рабочих – 1000–1200 евро. Один поход в магазин – это, как правило, не менее 50 евро. И речь идет о покупке необходимых продуктов, а не красной икры и хамона.

Например, средняя цена на помидоры 2,3 евро за килограмм, огурцы – 2 евро. Однако, это качественные продукты, которые в Самаре даже в сезон стоят не менее 150-200 рублей. Если конвертировать цены по официальному курсу валют от ЦБ РФ, то цены на овощи в Самаре приблизительно в полтора раза выше, чем в Вильнюсе. Если сравнивать цены на другие продукты, то оказывается, что и тут Запад «загнивает», но пахнет при этом получше, чем полки магазинов «Магнит» и прочих «Пятёрочек».

Самые простые макароны стоят 20 евро-центов (12 рублей!), но можно взять и дороже, хотя качество не сказать, что отличается принципиально. Может, гурманы видят разницу?

Свинина на кости стоит 3,4 евро (210 рублей) за килограмм. Килограмм свиного фарша стоит 3 евро (180 рублей).

Цена за килограмм обычного лука составляет 0,4 евро, килограмм моркови столько же. То есть, около 25 рублей.

0,3 евро (18 рублей) нужно отдать за килограмм картофеля.

Молоко в мягкой упаковке стоит 0,5 евро за литр (30 рублей), пачка натурального сливочного масла 82%–1,3 евро (78 рублей), в пачке 180 граммов.

240 граммов сыра «Гауда» обойдется нам в 1,4 евро (85 рублей). За 200 граммов творога 9% жирности нужно заплатить 0,8 евро.

Десяток яиц стоит 1,5 евро, килограмм муки - 0,6 евро. Пачка риса в 800 грамм - 0,9 евро (около 50 рублей).

Экономисты обещают рост цен. Особый интерес представляет зимний период, ведь должен начаться отопительный сезон. Литва является одной из самых радикальных стран в части санкционной политики. Будем держать в курсе.

МРОТ в России с 1 июня 2022 года составляет 15 279 рублей или, если переводить в иностранную валюту, чуть больше 250 евро. МРОТ в Литве – чуть больше 700 евро.

А цены на товары повседневного спроса хотя и выросли, пока остаются более низкими, чем в России и, в частности, Самаре. Возможно, что Литва, как страна НАТО, устанавливает такие МРОТы и цены на зло России? Но об этом знают разве что российские пропагандисты, оказавшиеся в санкционных списках Запада, либо туда стремящиеся.

Алина Винтер, специально для «Засекина» из Вильнюса