Если государство берётся заниматься политикой в области образования, то хочется видеть системный подход, а не реагирование на сиюминутную повестку дня и хайповые темы.

РИА «Новости» со ссылкой на первого зампреда комитета Госдумы по просвещению Яну Лантратову сообщает, что депутаты Госдумы пришли к мнению о необходимости создания реестра «инфоцыган». То есть недобросовестных онлайн-коучей и бизнес-тренеров.

Сейчас коучинг в интернете никак не регулируется. И, как заявляет глава комитета Госдумы по науке Сергей Кабышев, так называемые «бизнес-тренеры» могут работать без лицензии, а их клиенты не защищены законом о правах потребителей. Законодатели решили изучить возможность создания дополнительных правовых механизмов для привлечения недобросовестных коучей к ответственности.

На моей памяти было несколько законодательных инициатив, которые совершенно разнонаправлены по своим последствиям для образовательной сферы.

В начале 2012 года, например, государство отказалось от регулирования и аккредитации программ MBA. Тогда поправки к закону «Об образовании» отменили возможность выдавать дипломы государственного образца выпускникам программ дополнительного образования. Количество желающих получить МВА «без корочек» существенно сократилось, а входные барьеры на рынок услуг бизнес-образования тут же снизились.

Кстати, это время чудесным образом совпадает с расцветом, например, той же «Бизнес Молодости». Их первое выступление на базе ВШЭ было в 2010 году, а начало 2012 года – стало именно расцветом. Совпадение? Не думаю…

Совсем недавно, 5 апреля 2021 года, в силу вступил новый, довольно загадочный и резонансный закон «о просветительской деятельности» (изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), который снова подчинил любую образовательную деятельность за рамками официальных образовательных программ каким-то государственным нормативам. Правда есть ощущение, что до сих пор этот закон недостаточно конкретизирован и применяется точечно, исходя не из системных, а будто бы каких-то иных соображений.

Кроме того, на протяжении восьми лет существования нашего бизнеса в формате тренинговой компании, мы решали для себя вопрос, а нужна ли нам «лицензия на образовательную деятельность», и так и не смогли понять её преимущества для программ короче 72 часов. Хотя знаем, что коллеги по цеху (даже в Самаре) в разное время по разным причинам решались на этот шаг, мы ни разу не видели, чтоб это «заработало» с точки зрения бизнеса, дало толчок для улучшения качества работы, или, наконец, предоставило возможность на качественно ином уровне реализовывать свои образовательные инициативы, стажировать персонал и прочее.

Вот и создание «реестра “инфоцыган”», как и лицензирование тренеров, коучей и других «тиктокеров», пока больше выглядит как желание соответствия повестке дня, чем как стратегическое решение, которое позволит нам улучшить жизнь населения или сделать просветительскую деятельность осмысленной.

К сожалению, до сих пор всё зависит исключительно от личной ответственности поставщиков образовательных услуг, и слабо подчиняется избирательным попыткам регулирования.

Мария Терегулова, директор тренинговой компании «Курс»

Специально для Засекин.ру