У Михаила Жванецкого есть очень короткий текст советских ещё времен:

«Консерватория, аспирантура, мошенничество, афера, суд, Сибирь.

Консерватория, частные уроки, ещё одни частные уроки, зубные протезы, золото, мебель, суд, Сибирь.

Консерватория, концертмейстерство, торговый техникум, зав. производством, икра, крабы, валюта, золото, суд, Сибирь.

Может, что-то в консерватории подправить?»

Самарская губерния решила и в этом вопросе стать лидером, причем это, в отличие от реальной экономики, оказалось делом пустяшным.

16 лет назад в Тольятти открыли консерваторию. В России из двенадцати консерваторий только две действуют не в центрах субъектов федерации. Причём тольяттинская – учебное заведение непрерывного образования, включающее музыкальную школу, колледж и подразделение высшего звена. Одарённый ребенок приходит в неё с семи лет и может под опекой педагогов получить диплом и устроиться на работу у одного из консерваторских партнёров.

В Тольятти создание консерватории означало получить шанс для существования симфонического оркестра, приближение мечты о музыкальном театре. Ведь никто сейчас не поедет в депрессивный город, существующий до сих пор только в силу доброго к себе отношения российского президента. Расчёт только на своих, а у многих ли жителей Автограда есть средства для обучения своего потомства в другом городе?

Конечно, диплом консерватории тольяттинской совсем не равнозначен столичным, но, во-первых, это очевидно, а, во-вторых, хоть что-то. Не наилучшее решение, но оптимальное, если мы всё еще живем в социальном государстве, цель которого – создание для нас человеческого существования, без высокой музыки как-то плохо представимое.

Хотелось бы, безусловно, чтобы всё сразу – и высоко квалифицированный педагогический коллектив, и богатая материальная база, но блюдечко с голубой каёмочкой – мечта практически несбыточная, и мало кому удастся с первых шагов добиваться потолочных результатов. Тем более при щедром бюджетном финансировании.

И вот решили консерваторию в Тольятти закрыть. Инструмент теперь предельно прост: аттестационная комиссия принимает вердикт о неэффективности работы вуза и несоответствии высоким задачам сегодняшнего дня – и достаточно. Замечу: в 2013 году вуз был аттестован и получил лицензию на выдачу дипломов о высшем образовании.

Что произошло за год? Ничего, только, видимо, задачи у власть предержащих изменились.

Мне даже неинтересно у каких. Может, у федерального министерства культуры, временный руководитель которого, похоже, надулся после известных событий на Самарскую область как мышь на крупу (а Тольяттинская консерватория на его бюджете), или привиделось ему, что закрытие консерватории – достойный аккорд Года культуры. Такая себе третья часть второй, си-бемоль минорной, шопеновской сонаты.

А может – у городских. Там вообще забавная команда собралась. То первый зам «самого» заявляет, что в Автограде не нужны ни художественные, ни музыкальные школы, и нужно их преобразовать в школы юных техников. То организуют рейдерский захват «Колеса», после чего полтруппы увольняется, а новые хозяева забрасывают теперь театр дензнаками по самый капитанский мостик (семь премьер за сезон, восемь; в муниципальном театре – главреж да столичный худрук, да столичные же постановочные команды), но пока всё впрок.

Теперь решили что-то подправить в консерватории. В силу, видимо, запредельной заботы о студентах.

Парадокс в том, что областной бюджет не может взять её себе на содержание - только или федералы - и тогда вуз (но на вуз не тянем), или муниципалы, но тогда – музучилище, а в Тольятти одно уже есть, второго не надо. Значит, «консу» просто разгонят.

Вся надежда на ректора, на Евгения Прасолова. К нему, как к музыканту, относятся очень по разному, но все без исключения признают его деловые качества. Прасолов добился повторной аттестации. Дай Б-г у него получится. Дай Б-г.

Но если и получится, прорвёт где-нибудь ещё: ситуация в Тольятти на «культурном фронте», прямо скажу, «швах». И дело не в начальнике тамошнего департамента. Надежда Валентиновна Булюкина – человек, душой за дело болеющий. Я знаю её несколько десятилетий. Она была прекрасным, энергичным и авторитетным руководителем Библиотеки Автограда. Зачем она с «андреевцами» связалась? Не пойму, а спросить стесняюсь.

Тут бы «областным» вмешаться, а на пути – закон о разделении полномочий между государственной властью и муниципальной. Только почему в учреждениях образования муниципалы крыши чинят и двор подметают, а программы обучения – ответственность государства, а в учреждениях культуры не так?

Если закон плох – внесите поправки, только я абсолютно не уверен, что проблема в законе или в существующей инфраструктуре отрасли. Проблема в головах, которые думают, что нужно сосредоточиться на озимых и двигателях. Сосредоточиться нужно на душах человеческих, без которых – ни урожая, ни самолётов. И наоборот не бывает.

Видно совсем больна державушка, коль полагает, что 12 консерваторий на территорию в 10 часовых поясов чересчур много.

 

Виктор Долонько