За две недели в России семь губернаторов досрочно подали в отставку, чтобы уже осенью переизбраться на свои места. Этот тренд подхватили и в других субъектах Федерации. Сейчас везде говорят о возможном переизбрании глав регионов. В основном переназначаются губернаторы, чьи полномочия истекают через год-два. Исключение случилось в Мурманской области, где подала в отставку губернатор Марина Ковтун, которую назначили два года назад одновременно с самарским губернатором Меркушкиным. Она не отработала и половину срока, что вызвало удивление у жителей Мурманска - ещё два года не прошло, а уже куда-то спешит.

Губернаторы заинтересованы в переизбрании из-за неблагоприятных социально-экономических прогнозов на ближайшие годы, как страны, так и регионов. Жить будет веселее, но вряд ли лучше.

Кремль тоже спешит, чтобы максимально разгрузить федеральные выборы 2016 и 2017 годов. Поэтому Путин старается переназначить губернаторов, у которых, по мнению властей, стопроцентные шансы на переизбрание, чтобы, когда пойдут федеральные кампании, Кремль не отвлекался на собственные выборы.

Но я не думаю, что Николай Меркушкин будет переизбираться в этом году. У всех, заявивших об отставке, кроме Ковтун, срок полномочий должен был закончиться в 2015-16 годах. Они, конечно, спешат переизбраться, пока не наступила «сладкая жизнь». Но я не думаю, что Кремль пойдёт на переназначение Меркушкина. Безусловно, досрочные выборы будут, но не в этом году, а в 2015-м. Это удобнее и для Меркушкина, чтобы его не упрекали, за поспешность, как Ковтун.

Говорить о результатах этих выборов пока сложно. Сейчас власть пытается оседлать волну патриотизма, связанную с «возвращением» Крыма. Но я думаю, что избиратель, который будет голосовать в 2015 году, не вспомнит об этом. Избиратель будет определяться, исходя из других критериев. Конечно, сегодня многие рады этому «Крым наш!», но ещё непонятно, что с ним теперь делать. Нехватка воды, туристический сезон сорван, попасть туда можно только на самолёте. История с Крымом к этому времени поблекнет, избиратель будет смотреть на то, что сделал губернатор, исполняет ли он свои обещания.

У Меркушкина неплохие шансы переизбраться, но всё будет зависеть от набора кандидатов. Самарская область – весьма престижная с политической точки зрения. Регион всегда был донором, Константин Алексеевич Титов в своё время с гордостью говорил, что область кормит соседние регионы. А сейчас она стала дотационной. Из этого и будет исходить избиратель. Выборы зависят и от того, удалось ли губернатору консолидировать вокруг себя элиту. Если раскола нет, у него больше шансов, если есть, может появиться сильный кандидат-оппонент.

Ситуация с выборами губернаторов накладывается на грядущую реформу местного самоуправления. Эти два фактора и будут определять политическую картину в России, регионах и в Самарской области в частности. В Самаре и, в особенности, в Тольятти всегда была сложная, интересная политическая картина, с элитами и противостоянием властей разных уровней. Реформа всё это сгладит и уничтожит. Конечно, это никакая не реформа местного самоуправления, а сознательное его уничтожение. Жители будут избирать только районных депутатов с неопределёнными полномочиями. Власть ещё больше отдаляется от рядового человека. А ведь какие-то конфликты, разногласия между губернатором и мэром, между мэром и думой часто идут на благо. Отнюдь не всегда консолидация власти – это хорошо. Когда есть такое противостояние, возникает политическая конкуренция, которая и есть залог развития. Появляются СМИ, поддерживающие разные стороны конфликта. В результате читатель, складывая и деля пополам, может получить более или менее объективную информацию. А в ситуации политической монополии, какая может быть конкуренция.

Партии? К нашим партиям и слово-то это сложно применить. Они все зависят от исполнительной власти. Это уничтожение местного самоуправления и вообще демократических институтов. Это большой откат назад.

Это происходит на всех уровнях власти. Исчез и федерализм, прописанный в нашей Конституции. Сейчас в Совет федерации вводят президентскую квоту. Это дурь какая-то! Нигде такого нет, чтобы Верхняя палата в федеративном государстве имела квоту для лиц, приближенных к президенту.

Но я хочу предупредить, что из такого отношения власти к своим гражданам и появляются оранжевые, цветные и другие революции. Когда человек не может влиять на власть конструктивными методами, он ищет другие пути, в том числе и радикальные, свергает эту власть. Экономисты говорят, что стагнация и рецессия стучатся к нам в двери. Это означает спад производства, рост безработицы и социальной напряжённости, протестов, а дальше – смотрим, что произошло в Киеве. В этих условиях власти всех уровней пытаются себя сохранить, переизбираются, подстраховываются и ещё больше отдаляются от избирателей. Но я считаю, что это грубейшая ошибка с их стороны, которая в итоге и приведёт к краху системы.

Валерий ХОМЯКОВ, политолог, генеральный директор Совета по национальной стратегии, специально для ИА «Засекин»