Середина декабря ознаменовалась давно ожидаемой новостью: завершилось расследование уголовного дела в отношении Анатолия Сердюкова. Ему инкриминируется «халатность». В СМИ тут же растиражировали информацию о том, что бывшему министру обороны теперь грозит амнистия и прекращение дальнейшего уголовного преследования. Однако по готовящемуся проекту амнистии, Сердюков под неё не попадает, поскольку не является, как нам на данный момент известно, ни инвалидом, ни туберкулёзником, ни беременной женщиной. Хотя за то время, пока он был под следствием, теоретически, он мог сделать себе и первое, и второе, и третье. Это не проблема. Сами условия амнистии, как ожидается, будут опубликованы только 19 декабря, ещё можно что-то там дописать.

Но Сердюков может попасть под амнистию другим способом. Здесь всплывает ст. 78 «Истечение срока давности привлечения к ответственности». Согласно части 1 статьи 293 «Халатность» обвиняемому грозит штраф либо штрафные работы. Однако у этой статьи срок давности в два года, и если инкриминируемый период относится к 2011-2012 годам, то дело, можно считать, уже прекращено. Таким образом, Сердюков не будет судимым, но в его данных, хранящихся в МВД Российской Федерации, будет строка о привлечении к уголовной ответственности и прекращении преследования по амнистии. Это даёт государству основания обращаться к нему с иском о взыскании причинённого ущерба.

По одной из красивых, но крайне сентиментальных версий дальнейшая судьба господина Сердюкова зависит от того, будет ли его подруга и бывшая подчиненная Евгения Васильева давать против него показания. Но на самом деле всё зависит от замов Сердюкова – от генералов, а не от красивых женщин в элитной «бижутерии». Именно замы обладают всеми возможностями, информацией и властными полномочиями. Кроме Васильевой, не стоит забывать, был заведен ещё десяток уголовных дел, и по ним никто не даёт показаний против Сердюкова. Поскольку, я думаю, он не настолько глуп, чтобы напрямую отдавать приказы. Даже Евгении Васильевой. Все приказы передавались по команде через череду лиц. Тем более что Васильева напрямую ему и не подчинялась, не положено по уставу, уровень не тот – слишком мелкая. Если бы следствие этого хотело, её давно бы посадили в камеру и «раскололи». Всё бы рассказала и призналась по существу. От Васильевой здесь ничего не зависит, ни от её верности, ни от силы любви.

Кто-то должен сидеть, а кто-то оставаться на свободе: передачки таскать, зарабатывать, помогать деньгами и так далее. С другой стороны, в «Золотом телёнке» есть чудесная фраза: «Я – зиц-председатель Фунт. Я всегда сидел. При Александре втором – Освободителе, при Александре третьем – миротворце, при Николае втором – кровавом...». Всегда нужен человек, который будет сидеть. Возможно, таким человеком будет Васильева, Иванова, Петров, Сидоров и так далее. Очевидно, что Сердюков в этот список не попадает.

Как отмечают СМИ, ранее Следственный комитет намекал о возможной переквалификации ранее предъявленного обвинения на более тяжкое. Намекал-намекал, но так и не переквалифицировал. Здесь мы говорим о Владимире Маркине - руководителе управления по взаимодействию со средствами массовой информации Следственного комитета. Есть такие мужчины, немножко похожие на женщин. Они любят различные намёки, ужимки и ещё какие-то странные заигрывания - это личное дело каждого отдельного мужчины. Намекать, конечно, можно на что угодно, но есть предъявленное обвинение, о котором можно говорить. Впрочем, Сердюков большой деятель, на его век ещё хватит статей. Как говорил товарищ Берия, был бы человек, а статью мы всегда найдём. За годы его руководства министерством обороны было много чего сделано. Если надо будет, возбудят ещё одно дело, второе-третье, пятое-десятое. Как говорится в народе, «три года - не срок, то жизненный урок. Дай бог, чтобы он пошёл целиком впрок».

 

Александр ПАУЛОВ, почётный адвокат РФ, специально для ИА «Засекин»