Завершилось первое в истории России интернет-голосование за кандидатов в члены Общественной палаты России. По задумке, голосование через личный кабинет портала госуслуг по паролю должно было гарантировать уникальность каждого голоса и невозможность фальсификаций при выборах части членов третьего состава Общественной палаты. Но, как всегда, российская действительность внесла свои коррективы.

Начнём с того, что из 142 миллионов россиян проголосовать за кандидатов в Общественную палату могли лишь 7 миллионов – это люди, у которых есть личные кабинеты на сайте госуглуг. Да и они в большинстве своём не сами получали пароли от личных кабинетов, а доверили это туристическим агентствам, которые оформляют загранпаспорта. Получив документы, граждане и не вспоминали о госуслугах, и, скорее всего, не помнят свои пароли.

Но и для тех, кто сознательно хотел проголосовать, это оказалось испытанием. Чтобы зарегистрироваться на сайте госуслуг, нужно получить по почте код активации. При этом письмо может идти целый месяц, и многие из тех, кто заказал код в мае, до сих пор не получили его. Код активации также можно было получить в офисах Ростелекома. Но они есть только в областных центрах. То есть, например, в нашем регионе жители Тольятти и Сызрани и вообще всех городов и сёл кроме Самары, были ущемлены в своих избирательных правах.

Но и зарегистрировавшись, не каждый сможет разобраться в работе портала госуслуг. Образованные люди, ежедневно пользующиеся интернетом, обращались ко мне за помощью, чтобы проголосовать. А как же пенсионеры, сельчане и другие люди, для которых Интернет остаётся незнакомой стихией? Получается, что их изначально исключили из «списков избирателей».

И в этих неравных условиях выборы были ещё и сфальсифицированы. Я считаю, что сфальсифицированы практически полностью. Среди кандидатов, которые прошли в Общественную палату, возможно и есть действительные победители, но это процентов пять от общего числа, то три-четыре человека. Все остальные, как я предполагаю, использовали незаконные технологии и махинации.

Во-первых, самое простое и банальное – это скупка голосов, в среднем, по 300-400 рублей за голос. Развернулись целые кампании по скупке. Кто-то из кандидатов организовывал якобы лотерею с призами за голосование. Кто-то платил за отчёты о голосовании. Кто-то даже нанимал промоутеров, которые собирали людей на улицах, отводили их в штаб и сажали за компьютер, чтобы те проголосовали за деньги. Но это полбеды. Я не думаю, что эти технологии оказали решающее влияние.

Второе и гораздо более значимое - это вбросы, которые осуществлялись с использованием административного ресурса. Ко мне поступило около десятка обращений от граждан из разных концов страны, которые рассказывали, как крупные организации заставляли своих сотрудников зарегистрироваться и проголосовать за определённых кандидатов. Их целыми отделами направляли в офисы Ростелекома, чтобы получить код активации. И если в самарском офисе компании ещё в апреле можно было получить код за 2 минуты, то во второй половине мая очереди стояли там от 2,5 до 4 часов. В разных регионах заставляли голосовать сотрудников коммерческих и государственных структур, полицейских, военнослужащих, работников РЖД, студентов и так далее. Десятки и тысячи людей стояли в очередях да самого вечера. В результате те, кто пришёл туда не по указке начальства, не успевали получить коды активации.

Самое любопытное и криминальное - третье направление фальсификаций. Сама идея голосования на портале госуслуг подразумевала, что персональные данные людей известны только им самим и не могут быть предметом купли-продажи. Но, в соответствии с российскими выборными традициями, оказалось, что это не совсем так.

Одним из источников продажи данных стали те самые туристические агентства, к которым граждане обращаются за оформлением загранпаспортов. Они сами оформляли личные кабинеты граждан на портале госуслуг и хранят пароли от них. Практически в каждом турагентстве есть базы кабинетов сотен и тысяч клиентов. Они были оформлены на один телефон и одну электронную почту, на которую и приходит отчёт о голосовании. И люди даже не подозревают, что приняли участие в этих «выборах».

Один из кандидатов в Общественную палату, который, судя по всему, тоже использовал нечестные технологии, в личном разговоре рассказал мне, что другой кандидат показывал  ему флешку, на которой, по его словам, было 6 тысяч паролей от личных кабинетов, и предложил ему меняться – тысячу на тысячу.

Это уже четвёртый способ махинации. Отдельные деятели умудрились устраивать карусели из купленных голосов. Дело в том, что голосовать можно было по 14-ти номинациям. Соответственно, кандидат находил таких же жуликов из других 13-ти номинаций и договаривался об обмене голосами. И если у него было 6 тысяч паролей, поменявшись с 13-ю коллегами по одной тысяче, он получал уже 19. И это как раз те результаты, которые мы видим у лидеров голосования.

Подавляющее число из тех, кто набрал десятки тысяч голосов, никому неизвестны. Никому. Они не вели избирательную кампанию, у них нет многочисленных сторонников, у ряда из них даже программ нет на сайте голосования. И, тем не менее, они набрали десятки тысяч голосов. Это всё очень красноречиво характеризует выборы в Общественную палату, которые стали отбором на жуликоватость. И, как минимум, значительную часть её новых членов можно считать патентованными жуликами.

Общественная палата и раньше, во многом, использовалась для имитации взаимодействия общества и власти. Но до сих пор некоторое количество независимых людей в её составе всё же работали и создавали ей имидж настоящего общественного органа. Члены нынешнего состава, окончательно дискредитировав Общественную палату уже на этих сконструированных выборах, роняют её авторитет ниже некуда, и, я думаю, в конечном результате обманывают сами себя.

 Сергей СИМАК, председатель Центрального Совета Российской Зеленой Лиги, специально для ИА «Засекин»