В последнее время на разных уровнях активно обсуждаются итоги недавно состоявшихся в России выборов. При этом участниками дискуссии игнорируется тот факт, что абсолютное большинство населения страны не пришло на избирательные участки. То есть, по существу, люди в массе своей уклонились от исполнения своего гражданского долга.
Подобное явление характерно не только для последней избирательной кампании, но и для всех подобных кампаний, как минимум, в последние десять лет.
Чем объясняется подобный феномен? С моей точки зрения, неверием россиян в государство вообще и в «выборы» в частности (по данным социологических опросов, даже в Москве 40% населения не считают свободные выборы важными и необходимыми). 
И это несмотря на то, что власть и оппозиция предпринимают огромные усилия по мобилизации населения. Власть заявляет о необходимости участия населения в «выборах» на её стороне, поскольку в результате поддержки оппозиции возникнут хаос и анархия, а оппозиция справедливо призывает избирателей голосовать за неё, так как в противном случае править страной по-прежнему будут коррупционеры, «жулики и воры». 
Усилия и тех, и других, однако, остаются малорезультативными. Народ в большинстве своём выборы игнорирует. Почему это происходит? По-моему, причина кроется в продолжающихся уже около сотни лет обмане и оболванивании населения России. Решающей точкой исторического разлома является 1917 год, а именно уход от власти императора Николая Второго. Те самые «духовные скрепы», о которых так настойчиво говорит сегодня верховный правитель России, рухнули именно в те, уже достаточно отдалённые, времена. До катастрофы 1917 года эти «духовные скрепы» совершенно отчётливо проявлялись в искренней вере подавляющего большинства населения, то есть русского крестьянства, в Бога, царя и Отечество и проистекающих из этой веры честности, порядочности и доброты.

После прихода к власти в 1917 году сначала либеральных правителей, а затем большевиков, эти «скрепы» оказались разрушены и уничтожены. Причины этого разрушения заключаются, прежде всего, в постоянной демагогии и лжи, идущей от новой власти. Демагогические и пропагандистские клише о «власти народа», о «земле крестьянам», «заводов и фабрик – рабочим», о « высшей ступени демократии», о « всеобщем счастье трудящихся» закончились тяжким закабалением и новым крепостным правом для большинства населения. Естественным поэтому стало глубочайшее отчуждение большинства населения от государства и власти, как и от сколько- нибудь активного гражданского поведения наших соотечественников.

Так называемая «демократическая революция» конца 1980-х - начала 1990-х годов создала определённые иллюзии у части россиян. Но все надежды и иллюзии оказались уничтоженными грабительской приватизацией и обнищанием значительной части населения. Последние пятнадцать лет ознаменовались ещё большим разочарованием россиян в деятельности власти, ещё большим отчуждением от неё.
Постоянные призывы к «подъёму России с колен», к патриотизму, к возрождению утраченных позиций не привели к желаемым результатам. Определённое улучшение материального благосостояния большинства россиян сопровождалось ещё большим, чем в 90-е годы, имущественным расслоением в обществе. Даже самый малообразованный россиянин видел, что в результате проводимых так называемых «реформ» выиграла, прежде всего, сама власть (бюрократия) и её прихлебатели, а не народ России. 
К тому же сам национальный лидер постоянно говорит о «пронизывающей страну коррупции». Да и без него каждому очевидно, что власть «очень хорошо устроилась», получив в результате «революции» все выгоды. В этих условиях все разговоры о «демократии и свободе» приобретали характер гротеска, «фигуры речи». Народ не верит, да и не может верить такой власти.

Но большинство населения не верит и оппозиции. Власть и её штатные пропагандисты убедили население, что оппозиция является «наймитом» враждебных России сил (Госдепа США). Таким образом, используемое ещё советским агитпропом клише антиамериканизма легло на благодатную почву. В сознании большинства населения сложился стереотип, что власть в массе своей это «жулики и воры», а оппозиция – «агенты империализма». Подобное умонастроение, безусловно, порождает отчуждение и неверие в выборы и их результативность, то есть неверие в демократию. Это настроение целенаправленно поддерживается властью, поскольку обеспечивает её несменяемость. Да, мол, власть (отдельные её представители) состоит из коррупционеров, «жуликов и воров», но оппозиция ещё хуже – это агенты наших врагов!!! Приход оппозиции к власти означает закабаление страны врагами.
Кремль весьма последовательно использует также пропагандистское клише про «лихие девяностые» как время якобы расцвета «либерально-демократических свобод». В сознании большинства населения это отражается в отрицании демократии и либерализма по принципу: «Поскольку 90-е годы - это либерализм и демократия, а мы в те годы утратили великое государство и обнищали, то демократия и либерализм - это беда!"… 
Однако подобные утверждения являются очередной ложью, ведь в «лихие девяностые» не сложились ни демократия, ни либерализм, ибо система либеральной демократии предполагает оформленные не только законодательно, но и сущностно институты независимого суда, разделение властей, структурированную частную собственность как основу системы экономических отношений, свободную политическую и экономическую конкуренцию. Ничего подобного в 90-е годы в России не сложилось. Сложилась система соединения собственности и власти («властесобственность»), когда бюрократия, приближённая к власти, господствует во всех сферах жизни общества. В особенности же эта система стала доминировать именно в последние четырнадцать лет в период власти действующего президента.

Поэтому все разговоры представителей власти и её пропагандистов о тяжёлом наследии 90-х годов выглядят нелепо, ибо сама нынешняя власть является прямым порождением эпохи девяностых в её агрессивно-законченном структурированном состоянии. Это есть система всевластия коррумпированной бюрократии во главе с её верховным вождём. Подобная власть и вся система не меняются в результате выборов. Выборов в такой системе просто нет. Есть лишь их имитация.
Вместе с тем избирательная кампания начала сентября 2013 года чётко выявила лидера оппозиции, способного сломать хребет сложившейся системе. Одновременно она показала недееспособность системной оппозиции (в Москве Навальный набрал больше голосов, чем все остальные «оппоненты власти» вместе взятые). Однако прийти к власти в результате «выборов» Навальный не сможет, ибо не для того власть их организует. 
Задача оппозиции сегодня состоит в подъёме дезориентированного населения России на ненасильственное сопротивление действующей власти (митинги, демонстрации, забастовки). А так называемые выборы должны использоваться оппозицией как трибуна для выражения своей точки зрения.
Неизбежный в условиях мирового экономического кризиса раскол элит в России, а также массовые выступления приведут в обозримом будущем к победе мирной, ненасильственной, антикриминальной революции. Все необходимые экономические и политические предпосылки для этого уже сложились.


Юрий БОРОДУЛИН, действительный государственный советник РФ, политолог