История России показывает, что русский народ всегда был терпим к представителям других национальностей, других конфессий, других культур. Россия, как государственное образование с тысячелетней историей, и русский народ, как носитель этой государственности, накопили большой опыт мирного развития в условиях сосуществования разных национальностей и культур. Можно до бесконечности говорить об отставании России от западных цивилизованных стран и США в различных вопросах, но в вопросе сохранения межнационального мира Россию мало кто может чему-то научить.

В государстве должна быть внятная, последовательная и, может быть, даже жёсткая национальная политика, где каждый участник процесса должен понимать, для чего существует государство, кто здесь главный, какие действуют законы и какое наказание предусмотрено за их нарушение. Это касается и представителей коренных национальностей, и приезжих в третьем-четвёртом поколении, и гостей, не чувствующих себя частью русской цивилизации, русского мира. Корень проблем современной России в отсутствии этого понимания. Наша политика, проводимая на государственном уровне и лежащая в основе миграционных, демографических, трудовых вопросов, граничит с предательством национальных интересов. В этих условиях вся территория России становится зоной риска возникновения межэтнических конфликтов.

Приходя к кому-нибудь в гости, каждый из нас понимает, что хозяин дома обладает определёнными привилегиями, и именно он вправе объявить о том, что вечеринка заканчивается, и пора уходить домой. И если правила гостеприимства соблюдаются, никто не чувствует себя униженным.

В традициях многих народов гость в доме получает больше внимания и ласки, чем сам хозяин и члены его семьи. Гость получает самое почётное место, и нанесение ему какой-либо обиды является непростительным для хозяина. Но куда большим проступком во всех культурах являлось оскорбление гостем хозяина. На одной телепередаче ведущий задал мне вопрос: «Всех возмутило, что азербайджанец  зарезал русского, а как бы вы отреагировали, если бы русский зарезал азербайджанца?». Я вообще являюсь противником ситуации, когда режут людей, неважно, какой они национальности. Но куда отвратительнее, когда хозяина режут в его собственном доме гости, которых он принял.

Острота национального вопроса в России в данный момент связана исключительно с миграционной политикой. Коренные народы, представители разных национальностей, которые живут бок о бок друг с другом не одну сотню лет, давно выработали привычки и этикет совместного общежития. Возможные конфликты здесь не носят характер войны за выживание и национальные интересы. Но когда волнами, толпами начинают прибывать представители чужой культуры, традиции, веры и осваивать местную территорию, это вызывает у коренных жителей глубоко спрятанные в генетической памяти воспоминания о борьбе русских с кочевыми племенами. Здесь всё намного серьёзнее. Вопрос состоит в том, кому принадлежит эта земля и кто имеет право здесь жить, трудиться и устанавливать свои порядки. Учеными-демографами подсчитано, что межэтнические конфликты чаще всего возникают там, где доля приезжих превышает 10% от численности местного населения. Во многих регионах России эта доля давно превышена, на отдельных территориях идёт настоящая война. Я говорю о Южном федеральном округе, о Волгограде, об Астраханской области, о Ставропольском и Краснодарском краях. В Самарской области пока эта проблема не стоит так остро, но определённая опасность существует.

Я видел оптимистичный репортаж ИА «Засекин» с овощной базы на улице Олимпийской, но журналисты приехали туда не в то время суток. По данным правоохранителей, в Самаре за последний год на 40% выросло количество преступлений, совершённых со стороны мигрантов. Если не бубнить мантры, что преступность не имеет национальности, а всмотреться в ситуацию, можно увидеть, что среди мигрантов на первые позиции по преступлениям вышли таджики и узбеки. Преступления мигрантов из Средней Азии – это тяжкие преступления: убийства, грабежи, изнасилования. Если убивают они в основном другу друга, то грабят и насилуют местных.

Погромы в Пугачёве и Бирюлёво, когда люди выходят на улицы, чтобы устроить погром и самим разобраться с чужаками, нужно понимать как прямое следствие миграционной политики, которую проводит федеральный центр и при которой ни один из регионов не застрахован от межэтнических взрывов. И ответственность здесь лежит исключительно на президенте страны. Когда Владимир Путин, будучи единственным человеком в нашей вертикали власти влияющим на эти вопросы, пытается переложить ответственность на губернаторов и мэров городов – это лишь перекладывание с больной головы на здоровую. Мэры и губернаторы не в состоянии отвечать за эту проблему. Если бы представителей местной власти в Пугачёве и Бирюлёво спросили за несколько дней до известных событий, как они оценивают межнациональные отношения на вверенной им территории, они бы наверняка бодро отрапортовали о дружбе народов, мире, покое и всеобщем довольстве. Дело в том, что межэтнические конфликты похожи на торфяные пожары, которые могут быть не видны на поверхности и при этом бушевать под землёй.

Я воспитывался в духе интернационализма. Я и сейчас считаю себя интернационалистом, и с большим уважением отношусь к представителям других культур. Тем более удивительно для меня, что люди, которые приезжают в Россию, пренебрежительно относятся к российской культуре, традициям, истории. На мой взгляд, путь к межнациональному миру и дружбе народов в России лежит через понимание всеми участниками межнациональных отношений того, что, как говорил Фёдор Достоевский, «хозяином русской земли является один только русский». И то, что хорошо русским, то хорошо России. И то, что хорошо русским, хорошо татарам, башкирам, мордве, чувашам и другим коренным народам. И это доказано столетиями нашей совместной истории. Это нужно признать, понять и положить в основу межнациональных отношений. Если мы будем выстраивать нашу национальную политику по примеру дома, где есть хозяин, дети, родственники, соседи, гости, а есть непрошеные гости, всё станет на свои места. А в проходном дворе никогда не будет порядка.

 

Михаил Матвеев, доктор исторических наук, специально для ИА «Засекин»