Всех интересует не лирика, этика и история, а ответ на плоский и актуально заразительный вопрос: «Почему футбольный клуб с почти двухмиллиардным (ну, хорошо, с полуторамиллиардным) ежегодным финансированием из областного бюджета вместо обещанного места в «десятке» элитной лиги вновь оказался в ФНЛ?».

В начале во всех смыслах нулевых годов я написал стихи, где помимо прочих были строчки «Какой бы не творился произвол, Футбол в Самаре больше, чем футбол». Последняя сентенция, иронически отсылающая к знаменитой формуле Евгения Евтушенко («Поэт в России больше, чем поэт») ушла не только в «народ», но и в номенклатуру, став частью местного фольклора. А вот о произволе с бесстыдным пафосом и наигранным удивлением вспоминают лишь во дни позоров и скандалов, ненадолго всплывающих в центре общественного внимания в связи с очередным падением самой известной и популярной региональной команды.

Вот и нынешний юбиляр, будучи по совместительству самарским технократом, ничтоже сумняшеся сотрясает экологически сомнительную атмосферу родного края словами о великой истории «Крыльев Советов», патриотизме, возвращении к традициям и наказании наёмников, не оправдавших высокое доверие и уже в третий раз за последние шесть лет опустивших самарские «Крылья» в первый дивизион. 

Во-первых, не стоит путать великую мировую игру со своей «великой историей». История самарского футбола и клуба, созданного 3 мая 1942 года, переполнена драматическими, трагикомическими и экзистенциальными событиями. Величия в ней нет, но есть эмоционально подлинная, альтернативная биография города, спасавшая многих его жителей от казённой и страшной повседневности. Последний настоящий титан самарского футбольного мифа Виктор Карпов тихо и почти незаметно умер в разгар коронавирусной пандемии 30 марта этого года в возрасте 93-ёх лет. Выдающийся советский футболист, игравший за лучшие команды страны в международных турне, заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР, капитан, а затем главный тренер «Крыльев» странным образом оказался не нужен нынешним популистам. Твердящие с механическим усердием глуповских чиновников о местных воспитанниках - даже во время мундиального ража не вспомнили о том, кто предъявил стране самое знаменитое поколение куйбышевских футболистов. Легендой самарского футбола они называют не Андрея Каряку или безымянскую звезду Александра Анюкова, а Сергея Корниленко. Игрока, который в отличие от Александра Глеба (кстати, чуть-чуть поигравшего за «Крылья») так и не прославил свою белорусскую родину на международной арене. Нападающий Корниленко, не закрепившись в топовых клубах, профессионально отработал в Самаре свой большой бюджетный гонорар. Он честно и самоотверженно играл на пределе своих ограниченных возможностей. Но олицетворяет он, увы, самый стыдный с точки зрения результатов период  в российской истории «Крыльев». Никогда до 2014 года не покидавшая элиту российского футбола команда вместе с «легендой» умудрилась дважды вылететь из Премьер-Лиги. Третий провал Корниленко встретил уже в качестве помощника главного тренера. Теперь его, как самарского патриота, назначили спортивным директором.

Впрочем, всех интересует не лирика, этика и история, а ответ на плоский и актуально заразительный вопрос: «Почему клуб с почти двухмиллиардным (ну, хорошо, с полуторамиллиардным) ежегодным финансированием из областного бюджета вместо обещанного места в «десятке» вновь оказался в ФНЛ?». 

Самый простой и циничный вариант ответа: «Потому что теперь уже бывший главный тренер «Химок» Сергей Юран (и стоящие за ним люди) своими разоблачительными заявлениями о «продаже» места подмосковного клуба привлёк интерес УЕФА». Правда, Юран погорячился. Он назвал продажей «кулуарное решение». Футбол «высших достижений» в России, как и почти всё остальное, регулируется высшими должностными лицами. Ещё за три дня до заявления «Химок» о том, что они нашли средства для выступления в РПЛ, опекуны «Крыльев Советов» уверяли Андрея Талалаева и наиболее востребованных футболистов, что новый сезон они начнут в Премьер-Лиге.

Второй вариант также не из области финансовых махинаций, долгов, политических интриг, наследия «Ростехов» и Меркушкина-Шляхтина вкупе с демонической фигурой гражданина Кипра Василиоса Зиакаса, мефистофельским силуэтом агента Андреева и «булгаковским» призраком адвоката Пашкова. Причина бездарного выступления «Крыльев» в вялой и безразличной работе главного тренера Миодрага Божовича, который после Перми, Ростова и Тулы пришёл не доказывать свою футбольную состоятельность, а обеспечивать безбедную старость. По неофициальным данным, он умудрился попасть в «шестёрку» самых высокооплачиваемых тренеров России. Те же футболисты под руководством «голодного» Талалаева на излёте коронавирусного чемпионата на равных противостояли лигачемпионским «Локомотиву» и «Краснодару», едва не избавив губернатора и прикормленную им в клубе публику от оправдательно пропагандистских и прочих постановочных мероприятий. То бишь - демонстративного увольнения зицпредседателя Фунта, простите, Виталия Шашкова и уехавшего из Самары по окончании контракта селекционера Геннадия Голубина.

И только в третью очередь стоит поговорить о футбольном космодроме «Восточном» и «Золотом телёнке». Как это не обидно, но только в третью очередь. Ибо подобные сюжеты разворачивались и продолжают разворачиваться во многих российских клубах – и уже почивших в бозе, и ещё «радующих» свои торсиды алогичными победами на футбольных полях.

После частных попыток лукавого реаниматора самарского футбольного мифа Германа Ткаченко (подарившего болельщикам Самары бронзу 2004 года и почти четыре года счастья) и создателя футбольной академии Юрия Коноплева, мечтавшего сделать то, что позже получилось у Галицкого в Краснодаре, футбол в Самаре стал частью монопольного государственного проекта эпохи политического коммерческого патриотизма. 

Предшествовало этому прямое ростехнологическое правление Владимира Артякова и второе «пришествие» Германа Ткаченко, вскоре окончательно изгнанного из Самары подчинёнными высокопоставленного путинского опричника. Мы помним замечательных Яна Коллера и Иржи Ярошика и шестое место в 2008 году. А потом самый оглушительный в «великой истории» самарской команды договорный позор в Грозном,  вылет из Лиги Европы от полулюбителей из Ирландии, униженного Леонида Слуцкого. 

В конце 2009 года выяснилось, что спонсорские средства оказались кредитами. В городе распространились слухи, что «Крылья» всерьёз собираются обанкротить и отправить на «возрождение» во вторую лигу под временным наименованием «Крылья Советов-Лада». Дальше была героическая эпопея самарских болельщиков. С митингами, съездами, перекрытиями улиц, пикетами и голодовкой в Музее самарского футбола зимой и весной 2010-го. Будучи непосредственным участником тех событий, хорошо помню, как затаились в этот период работники «великого клуба». Некоторые из них, справедливо обличающие нынешнюю бездарность и подлость, тогда обзванивали ветеранов «Крыльев», чтобы они не «засвечивались» в акциях протеста. 

«Героическое сопротивление» и «патриотическое кино» закончились заседанием правительства России во главе с Путиным. «Крыльям» назначили спонсоров. Президентом клуба стал экс-капитан самарской команды времен советской второй лиги, бизнесмен Виктор Развеев. Он вместе с Юрием Газзаевым и Александром Тархановым сумел удержать «Крылья Советов» в Премьер-Лиге и одновременно прикрыть оголившийся зад всесильных «Ростехов». Никаких расследований не случилось. Через полтора года Развеева убрали. Права на «двухмиллиардный долг», закреплённый гарантиями правительства Самарской области, если верить экс-министру имущественных отношений региона Юлии Степновой, перешли от банка братьев Артяковых «РТ-Капиталу». 

С приходом «чудотворца» Меркушкина некий адвокат Андрей Пашков заявил, что именно он стал единственным собственником кипрской компании «Феканата Холдингс Ко. Лимитед», которой принадлежит 100% в ООО «СА Спорт Менеджмент», владеющим 100% акций ЗАО «ПФК «Крылья Советов». Пашков, до сих пор входящий в Совет директоров клуба, «по случаю» купил офшорную компанию у прежнего собственника примерно за 80 тысяч рублей в июне 2012 года (в мифологическом пространстве точные данные не разглашаются). Формальным владельцем кипрского офшора был советник экс-губернатора Владимира Артякова Василиос Зиакос. Тот самый Зиакос, коего «куратором самарского футбола» не так давно вслух простодушно назвал большой человек с большими отступными Миодраг Божович. Анекдот с Феканатой закольцевал «родниковый» депутат и тоже с тех пор член Совета директоров Александр Милеев. В 2013 году «Самарский комбинат «Родник» приобрел у Пашкова 73,81% акций «Крыльев», по опять-таки слухам, за два с лишним миллиона долларов. И сразу же продал их областному правительству. За шесть тысяч двести рублей, по свидетельству Юлии Степновой.

Строительство самарского футбольного котлована «Восточный» под патриотическую сурдину Мундиаля и «Самара Арены» на мордовском цементе за бюджетные, естественно, деньги продолжилось. Фонды банкротились и пересоздавались. Кривая схема прямого бюджетного финансирования работала. Верховная санкция была получена наместником Меркушкиным и продлена «человеком ростехов и волгопромгазовцев», технократом Азаровым. «Крылья» вместо символа альтернативной человеческой и карнавальной истории города превратились в главный социальный раздражитель – осиное гнездо бюджетников-миллионеров. 

При всей неоднозначности и двусмысленности фигуры Виктора Развеева, он понимал, что без тренера с характером, умеющего выстроить игру, и футболистов, способных добиваться командного результата, прикрыть от болельщиков разворованные руины «великой истории» и организационно мутного, раздутого клуба невозможно. Подручные Меркушкина во главе с легкоатлетом Шляхтиным и бухгалтером Поваровым и назначенцы Азарова оказались профессионально невменяемыми. Что и обернулось триумфальными «Нью-Васюками». На роль Остапа Бендера в этом патриотически-коммерческом бюджетном театре не нашлось Сергея Юрского и Андрея Миронова. Пришлось доверять Шикуновым и Андреевым. Вечером передавались деньги, а на завтра исчезали стулья. За последние два года через клуб прошли более трёх десятков футболистов. Вполне квалифицированных. Прошли и не оставили следа. В этом году «Крылья» должны были участвовать в межгалактическом турнире, то есть, по заверениям Шикунова-Божовича, бороться за попадание в Лигу Европы… 

Хотя… На лубочном спектакле «Публичная порка народным губернатором Азаровым нечестивых футбольных бояр» с гордостью вспоминали, как успешно продали Александра Соболева московскому «Спартаку». За 165 миллионов рублей. Приобретали воспитанника барнаульского футбола за 25 миллионов. Сколько сам перспективный форвард, забивший в осенней части чемпионата 10 мячей, и его агент Андреев заработали в Самаре – неизвестно.

Некогда выдающаяся Академия имени Юрия Коноплёва, как и ставший академией клубный Центр подготовки футболистов, критически отстали от уровня школ «Спартака», «Краснодара», «Зенита», ЦСКА, «Локомотива», «Рубина», «Чертанова». Самый известный ныне в футбольном мире, после Александра Анюкова, уроженец Самары Артур Юсупов ни секунды не сыграл в майке «Крыльев Советов». 

Ещё до комического совещания по итогам провала, где прозвучали «выстраданные слова» про ставку на местных воспитанников и необходимость вернуться в Премьер-Лигу за один сезон, стало известно, что в «Крылья» за сто с лишним миллионов рублей перешли сразу девять клиентов агента Андреева – восемь игроков и главный тренер ФК «Чертаново» Игорь Осинькин. Осинькин – замечательный футбольный педагог, открывший и огранивший в «коноплёвке» много лет назад таланты Дзагоева, Зобнина, Горбатенко и многих других футболистов РПЛ и ФНЛ. Но он ведомый и не очень молодой. Но послушный. «Послушность» (или безразличие, как в случае с Божовичем) остаётся определяющим критерием для назначения главным тренером «Крыльев». Юраны и Родченковы слишком опасны, когда все шкафы переполнены скелетами…

Во втором туре чемпионата ФНЛ самарские «Крылья Советов» сенсационно уступили в гостях новичку первого дивизиона домодедовскому «Велесу» со счетом 1:3. Как говорится, домодедовские «скотоводы» забодали чертановские «Крылья». Но самарские «Крылья» ещё вернутся. По объёму бюджета они выглядят в ФНЛ, как питерский «Зенит» в РПЛ. С днём рождения, Дмитрий Игоревич. Какой бы не творился произвол, футбол в Самаре больше…

Сергей Лейбград,
специально для Засекин.ру