Я по национальности чех, по профессии преподаватель, гражданин Чешской республики. Уже полтора года живу и работаю недалеко от города Мелитополь на востоке Украины, преподаю чешский язык в исконно чешском селе Чехоград.

Осенью прошлого года в Киеве начались массовые протесты против тогдашней власти. Честно скажу, что в Мелитополе я не встретил ни одного человека, который бы относился с пониманием к политике Януковича. Он достал уже всех, даже тех, кто при его покровительстве выполз в начальники, мэры, председатели и на другие хлебные должности. В этом мелитопольцы никак не отличались от западных и центральных украинцев. Ругаются все одинаково. Но когда в Киеве люди перешли от ругательств к действиям, у нас всё больше и больше продолжали ругать. Ругали и тех, кто при власти, и тех, кто против неё.

На «востоке» народ талантливый, сразу появились сказки, мифы и байки о проплаченных демонстрантах, о великом сатане США, о хищной Европе, которая собирается наживаться на сочной украинской экономике. В этом людей активно утверждали российские и некоторые украинские СМИ. В этой ситуации я начал задумываться, а не сошёл ли я с ума. Ведь в Киеве идет протест против всем ненавистного вора-президента, а тут вдруг главными врагами стали Европа и США.

Чтобы всё увидеть своими глазами, я поехал на Майдан. И увидел импровизированный «университет» на малой сцене Майдана, где практически беспрерывно читали лекции, стихи, пели народные песни, показывали фильмы и играли спектакли. Видел лозунги «мы любим русских, но презираем Путина» и «мы с Россией против Путина». Видел студентов, которые готовили, правда, не вкусную, но всё-таки еду, которую раздавали всем, даже бомжам. Нацистов, фашистов и бандеровцев встретить не довелось. Хотя неонацисты в Украине, как в каждой стране, не исключая Россию и Чехию, есть. Наверное, они были и на Майдане.

Я живу в Украине уже полтора года. Работаю преподавателем в чешском селе, которое основали чешские эмигранты в 1869 году. До сих пор некоторые жители сохранили язык, веру и песни. Несмотря на то, что в тридцатых годах прошлого века Сталин отправил в Сибирь моего предшественника, преподавателя чешского языка, и расстрелял самых успешных чешских крестьян. Несмотря на то, что в семидесятых годах можно было молиться только тайком и говорить по-чешски только шёпотом, за что и заслужили они кличку «шпаки», то есть «скворцы». Но чешский менталитет сохранить не удалось. Люди не знали, что можно жить по-другому. Этой зимой я наслушался от них бесконечных сказок про митингующих на морозе. Про то, что милиция бьёт подкупленных Европой фашистов. А когда демонстранты умирали, говорили, что они под наркотиками…

В селе Чехоград, где я работаю, есть только русская школа. То есть все предметы на русском языке. Украинский язык дети изучают два раза в неделю. Когда мне из России знакомые начали писать, что тут притесняют русское население, я не мог понять, что имеется в виду. Разве два часа в неделю государственного языка кого-то притесняют? Ведь в основном у нас положение совсем другое. Попробуйте в магазине в городе заговорить на украинском языке. В ответ получите: «Ты чё по-человечески говорить не умеешь?»…

В начале марта мировоззрение моих односельчан стало меняться. Янукович позорно сбежал, в крымский парламент ворвались «зеленые человечки» с оружием.

Моё село находится всего лишь в 140 километрах от Крыма. Практически у всех там родственники. Появление «защитников» без опознавательных знаков встретили мои односельчане с недоверием. А потом вдруг их родственники очнулись уже за границей, крымские порты, из которых еще месяц назад вывозили зерно, стали недоступными.

«Я русский», -  говорит Миша, папа одной из моих учениц, - Я русский, и в девяностых я был за референдум о присоединение к России. Но сейчас я туда больше не хочу. Нельзя нас так обижать».

Слово «русский» стало приобретать здесь противоположные значения. Сам я присутствовал при разговоре мелитопольской самообороны, когда бойцы на митинге обсуждали возможное наличие диверсантов из России. «Лёха, кто это?». - «Спокойно Женя, это наш русский. В смысле, наш русский из Украины».

Мы любим русских и Россию. Я люблю автора замечательного романа «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилу Улицкую, которая недавно посетила Киев и высказала слова сочувствия. Люблю Льва Рубинштейна за его светлые статьи и выступления. Люблю Россию за 50 тысяч москвичей, которые вышли на улицу против войны с Украиной.

Украинцы проливают кровь не только за свою страну, но и за Россию. За мою Россию, которую я люблю. И поэтому я стал украинцем.

 

Иржи Бернкопф