Власти Самарской области, как и других регионов страны, не могут решить многолетнюю проблему своевременного обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты). Основная причина— недостаток финансирования на фоне постоянного вливания денег в проведение «спецоперации» на территории Украины. При этом в 2020 году при внесении поправок в Конституцию РФ в ч. 4 ст. 67.1 документа была закреплена конституционная норма о том, что государство берёт на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Подчёркивается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
В конце 2024 года губернатор Вячеслав Федорищев поставил задачу в течение пяти лет ликвидировать в Самарской области очередь на получение квартир детьми-сиротами, сократить сроки ожидания ими жилья.
В ближайшие три года право на получение квартир в Самарской области будет у 3605 детей-сирот. По данным регионального минстроя, обеспечить жильём за это время при имеющихся возможностях в области планируют 3318 сирот.
Ранее, согласно прогнозу социально-экономического развития области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, за три года в рамках компетенции минстроя Самарской области планировалось обеспечить жильём 3037 детей-сирот (в 2025 году — 846 детей, в 2026 году — 1096 детей, в 2027 году — 1095 детей). В рамках компетенции минсоцдема Самарской области в планах было предоставить 36 жилищных сертификатов детям-сиротам, достигшим 23 лет и старше (по 12 жилищных сертификатов ежегодно).
По информации врио министра строительства Самарской области Анны Урусовой, на начало 2024 года очередь детей-сирот на получение жилья составляла 2703 человека. Помимо этого, в регионе ежегодно в список детей-сирот, которым подлежит передача жилого помещения, включается порядка 700-800 человек. За счёт финансирования, которое предусмотрено на 2024 год, жильём запланировано обеспечить 1318 человек.
В бюджете на трёхлетний период предусмотрены денежные средства в объёме более 12 млрд рублей. Это должно позволить ликвидировать накопившуюся задолженность по очереди и значительно сократить сроки на реализацию получения жилья детьми-сиротами. В 2025 году на закупку квартир для сирот планируется направить более 4 млрд рублей.
По итогам первого полугодия 2024 года число детей-сирот в регионе составило 7 584 человека (за аналогичный период 2023 года — 8 224 человека). Детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях, насчитывалось 6 827 человек или 90,02% от их общей численности (в 2023 году — 7 384 человека и 89,7% соответственно).
С 1 января 2024 года размер ежемесячной выплаты на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), в том числе приёмных семьях, и устроенных на патронатное воспитание, составил 90% от величины прожиточного минимума в Самарской области для детей, ежегодно устанавливаемой правительством региона. В 2024 году эта сумма составила 12 681 рубль на каждого ребёнка, воспитывающегося в замещающей семье.
С 2019 года в РФ наблюдается устойчивая тенденция снижения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В середине декабря на заседании комитета по строительству в Самарской губернской думе обсудили итоги обеспечения жильём детей-сирот.
По информации минстроя Самарской области, в 2024 году проведено 2 367 закупок. Аукцион признан не состоявшимся в связи с отсутствием заявок по 1473 закупкам. Подано 77 заявок, не соответствующих требованиям. Отменено восемь закупок. По трём заявкам победитель отклонился от заключения контракта. Расторгнуто 18 контрактов.
Сказывается незаинтересованность застройщиков, ограниченное предложение жилых помещений требуемой площади и их уровня благоустроенности. На рынке недвижимости прослеживаются системные негативные тенденции: рост стоимости жилья, уменьшение объёмов ипотечного жилищного кредитования в связи с ростом процентных ставок по кредитам и сокращением льготных ипотечных программ с государственной поддержкой.
Отставаний от плана по обеспечению жильём детей-сирот в 2024 году не было в Чапаевске (предоставлено 31 помещение), Октябрьске (11) и в нескольких районах области: Алексеевском (план — 9, фактически — 10, перевыполнение плана),Борском (16), Елховском (8), Кошкинском (9), Нефтегорском (17), Пестравском (план — 5, фактически — 7, перевыполнение), Похвистневском (9), Приволжском (11), Сергиевском (план — 17, фактически — 20, перевыполнение), Шенталинском (5).
По состоянию на середину декабря 2024 года, сильное отставание по обеспечению жильём зафиксировано в Сызрани, где из запланированных 84 помещений предоставили только 43 (помещения приобретены, но не предоставлялись детям, данные направлены в прокуратуру), Кинеле (не предоставлено ни одного из 37 помещений), Красноармейском районе (из 20 помещений предоставлено шесть).
В середине декабря 2024 года из запланированных к предоставлению 121 квартир в Самаре было предоставлено 106, в Тольятти из 160 — 137, в Отрадном из 20 — только половина (10, но переданы они муниципалитету были только в декабре), в Жигулёвске из 27 — 18.
В Похвистневе отставание шло по трём жилым помещениям (из 13 предоставлено 10).
В Безенчукском (из 18 квартир предоставлено 17, одно помещение передано в декабре), Богатовском (из пяти — четыре), Исаклинском (из трёх — два), Ставропольском (из 20 — 19) районах и в Новокуйбышевске (из 14 — 13) не предоставили по одному помещению.
В Большеглушицком из 15 квартир предоставлено 13, Большечерниговском из 15 — 12, Волжском из 37 — 27, Камышлинском из 19 — 16, Кинельском из 20 — 9, Кинель-Черкасском из 26 — 21,Клявлинском из 9 — 6, Красноярском из 22 — 14 (до пяти месяцев задержка по предоставлению жилых помещений), Сызранском из 15 — 10, Хворостянском из 17 — 10, Челно-Вершинском из 12 — 7, Шигонском из 15 — 11.
Жилищные сертификаты детям-сиротам (достигшим возраста 23 лет) выдаются в регионе с 2022 года.
С 2022 по 2023 годы сертификатами смогли обеспечить 48 детей-сирот на сумму 89,3 млн рублей. В 2024 году на реализацию жилищных сертификатов предусмотрено 45 млн рублей. Это позволит 13 лицам из числа детей-сирот приобрести жилые помещения в собственность (реализовано 13 жилищных сертификатов). На 1 сентября 2024 приобрели жилые помещения четыре гражданина.
Размер выплаты по сертификату рассчитывается, в том числе исходя из показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, устанавливаемой Минстроем России ежеквартально. Для Самарской области на IV квартал 2024 года выплата составила 3,7 млн. рублей (33 кв. метра * 112, 479 тыс. рублей).
Органы местного самоуправления провели анализ списка детей-сирот, которых необходимо обеспечить жилыми помещениями. Установлено, что на 2025 год под предъявляемые критерии для выдачи жилищных сертификатов подходит 55 детей-сирот, на 2026 год — 114 детей-сирот, на 2026 год — 174 детей-сирот.
На заседании Самарской губернской думы 11 декабря 2024 года принят проект закона Самарской области «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». Законом министерству на реализацию мероприятия по выдаче жилищных сертификатов в 2025 году предусмотрено 90 млн. рублей, что позволит обеспечить 24 детей-сирот, в 2026-2027 годы — по 45 млн. рублей ежегодно, что позволит обеспечить по 12 детей-сирот в год.
Что касается исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жильём лиц из числа детей-сирот в 2024 году (кассовое исполнение), то из предусмотренных на эти цели 105 446,3 тыс. рублей из федерального бюджета освоено 105 312,2 тыс. рублей, а из 4 228 182,5 тыс. рублей из регионального бюджета освоено 3 900 145,7 тыс. рублей.
Согласно расчётам Минстроя Самарской области (по данным на середину декабря 2024 года), на 1 января 2025 года в регионе останутся не обеспеченными жильём 1848 детей-сирот (из них в Самаре — 407, Тольятти — 364, Сызрани — 174, Ставропольском районе — 98, Чапаевске — 60, Кинель-Черкасском районе — 61, Красноярском районе — 58, Волжском районе — 47, Кинеле — 45, Безенчукском районе - 39, Новокуйбышевске — 38, Отрадном и Борском районе — по 36, Камышлинском районе — 35, Челно-Вершинском районе — 29, Шигонском районе — 27, Похвистневе и Кошкинском районе — по 23, Жигулёвске — 18 и т.д.). В 2025 году планируют обеспечить жильём 1110 детей-сирот, в 2026 году — 1367, в 2027 году — 840. При таких планах на конец 2027 года в очереди останутся не обеспеченными квартирами 287 детей-сирот.
Проблемными вопросами при обеспечении жильём детей-сирот остаются проблема сохранности жилых помещений (часть квартир в течение двух-трёх лет приходят в разрушительное состояние) и проблема несоответствия методики расчёта субвенций на приобретение жилого помещения мерам поддержки, предусмотренным законодательством.
По мнению руководства минстроя области, необходимо утвердить региональный порядок контроля за сохранностью квартир, а также внести изменения в методику расчёта субвенций с учётом социальных выплат на приобретение жилого помещения.
Комитет по строительству принял решение рекомендовать региональному правительству определить главного распорядителя бюджетных средств, ответственного за реализацию жилищной политики в Самарской области. Министерству строительства региона рекомендовано совместно с министерством социально-демографической и семейной политики области подготовить предложения по внесению изменений в методику распределения субвенций местным бюджетам, утверждённую законом Самарской области от 28 декабря 2012 года №135-ГД. Минстрою региона рекомендовано разработать мероприятия по строительству жилья в муниципальных образованиях «в объёме не ниже требуемого для реализации государственных и муниципальных полномочий по предоставлению жилья, обеспеченном средствами консолидированного бюджета в трёхлетнем периоде». Главам городских округов и муниципальных районов Самарской области рекомендовано проработать и внести предложения по внесению изменений в действующее законодательство в целях обеспечения жильём граждан, в том числе льготных категорий.
В конце 2019 года на тот момент премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил разработать шестилетнюю программу, благодаря которой в России должна была быть ликвидирована задолженность по обеспечению жильём выпускников детдомов и выросших в опекунских семьях сирот.
Программу обещали принять вне зависимости от того, сколько потребуется на это финансовых ресурсов.
В то время в очереди на жилье в России стояло более 280 тысяч сирот. Число сирот, нуждающихся в жилье, росло из года в год. Очередь прирастала на 11,5-12,5 тысяч человек ежегодно.
Как сообщал в интервью ТАСС глава СК РФ Александр Бастрыкин, на 1 января 2022 года в списках сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, значилось более 288 тыс. человек в возрасте от 14 лет и старше. На 1 января 2021 года их было более 282 тыс., прирост за год составил 6 тыс. человек. Из 288 тыс. человек 193 тыс. — это сироты старше 18 лет, при этом 75 тыс. человек — старше 23 лет.
В ноябрьском номере Бюллетеня Счётной палаты за 2024 год говорится о сокращении впервые с 2011 года очереди детей-сирот на жильё. Количество очередников сократилось на 3,3 тыс. человек — с 190,8 тыс. человек в 2022 году до 187,5 тыс. в 2023 году. Как сообщили в ведомстве, до полной ликвидации накопившейся жилищной задолженности пока далеко, сохраняются проблемные вопросы, а число очередников всё еще находится на высоком уровне.
Усиление контроля за сохранностью жилых помещений нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты, способствовало снижению численности состоящих в списке на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот с 286,0 тыс. человек на 1 января 2023 года до 281,4 тыс. человек на 1 января 2024 года, — говорится в Бюллетене Счётной палаты.
В 2023 году на треть по отношению к 2022 году увеличились расходы региональных бюджетов на обеспечение квартирами сирот. В регионах, в которых сохраняется задолженность по обеспечению жильем детей-сирот, утверждены программы её ликвидации до 2030 года. Кроме того, в регионах расширена практика обеспечения детей-сирот жилыми помещениями посредством предоставления выплат на приобретение жилья (сертификата).
В 2023 году из региональных бюджетов на обеспечение жильем детей-сирот было израсходовано 88,1 млрд рублей, что на 31 % превышает соответствующие региональные расходы 2022 года (в 2022 году — 67,1 млрд рублей).
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации выросли с 77,1 млрд рублей в 2022 году до 98,1 млрд рублей в 2023 году, или на 27 %. Из них объём субсидии, направляемой из федерального бюджета на предоставление жилья детям-сиротам в регионы, с 2020 года остается неизменным и составляет 10 млрд рублей в год. На период 2024–2025 годов запланированная сумма субсидии на обеспечение жильем детей-сирот не изменилась.
По данным ведомства, по состоянию на 1 января 2024 года обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в плановом порядке осуществляется только в 12 регионах. Задолженность по обеспечению жильём детей-сирот сохраняется в 73 регионах. Снижение задолженности по обеспечению жильем детей-сирот отмечено в 40 регионах, в которых она сохраняется.
Большинство программ предусматривают погашение задолженности по обеспечению жильем детей-сирот в 2030 году и позднее. Треть программ содержат указание на дополнительную потребность в финансировании без указания его источников. В половине программ не определено финансирование в разрезе форм обеспечения жильем.
Причины такого положения дел заключаются не только в финансировании, но и в управленческих ошибках, формальном отношении, несовершенстве самих механизмов.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Счётной палаты (отчёт утвержден Коллегией Счётной палаты РФ 25 июня 2024 года) выяснилось, что целевые показатели обеспечения до 2030 года жилыми помещениями детей-сирот отсутствовали в программах ликвидации задолженности десяти субъектов Российской Федерации, в числе которых Самарская область. В 80 субъектах Российской Федерации утверждены планы мероприятий по контролю за сохранностью и использованием указанных жилых помещений детей-сирот за исключением нескольких республик и областей (в том числе Самарской области). Информация об объёмах и источниках финансирования отсутствовала в программах ликвидации задолженности восьми регионов, среди которых Самарская область. Только в 13 регионах, среди которых Самарской области нет, программы предусматривали погашение задолженности до 2030 года (в 2029 году и ранее), в остальных – в более поздние сроки.
Екатерина Сильмэ
Комментарии (0)
Оставить комментарий