В Самарской области недалеко от города Похвистнево пятый год пустует и разрушается бывший детский лагерь «Нефтяник». Городские власти более десяти лет пытались его выкупить, но из-за бумажной волокиты и желания компании «Роснефть» сохранить свои активы, место для оздоровления и отдыха детей остается заброшенным и невостребованным. Жители Самарской области ратуют за возвращение лагеря детям. Хотя надежды на его возвращение почти не осталось.
Детский оздоровительный лагерь «Нефтяник» функционировал до 2016 года. Он пережил самые трудные времена и успешно проработал не одно десятилетие. Первые корпуса на этой территории появились еще в 1950-х годах. Последнее время представители старшего поколения уже привозили в «Нефтяник» своих внуков, здесь были сформированы особые ценные семейные традиции.
По сей день лагерь находится в экологически чистом районе в глубине смешанного леса, в 17-ти километрах от города Похвистнево, его площадь восемь гектаров. На территории расположены спальный корпус на 110 человек, столовая, медпункт, русская баня, футбольная и баскетбольная площадки, теннисный корт, два открытых бассейна, множество беседок, хвойные деревья, цветочные клумбы, две скважины и родник.
Основной период приема детей был летний, но и в остальное время года они проводили в лагере каникулярное время, изучали языки, занимались танцами, участвовали в различных слетах и соревнованиях. Из-за особенностей ландшафта «Нефтяник» скромно называют маленькой «Самарской Швейцарией».
Лагерь принимал соревнования по лыжным гонкам, посвященные памяти знаменитого спортсмена - земляка похвистневцев - Юрия Брагина. На дистанции соревновались лыжники со всей Самарской области, Оренбуржья и республики Татарстан.
В отряде было не по 40 человек, как в других лагерях, а по 20. Соответственно, и внимание вожатых больше на каждого ребенка. Это был первый для меня лагерь, где все жили дружно, были командой. И дети, и вожатые. Общие шутки, темы для разговоров, интерес делать классные номера на вечёрки, побеждать на соревнованиях. Корпуса были приятные и чистые. Нас учили добру, взаимопомощи и принятию друг друга такими, какие мы есть, - рассказывает Софи Гапенко.
В последний год работы «Нефтяник» принял в летний период за четыре смены 448 детей, из них половина – 223 человека – это были дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Специалисты Центра «Семья» проводили с подростками, отдыхающими в лагере, занятия по профилактическим программам: «Основы здорового образа жизни», «Профилактика ВИЧ-инфекции», «Я и мои ценности». Как указано в отчете на сайте администрации г.о. Похвистнево, выраженный оздоровительный эффект составил у 74,3% детей, слабый - 17,4%, а его отсутствие – лишь у 8 % детей. В течение оздоровительного сезона 2016-го года в лагере не было инфекционных заболеваний, случаев педикулёза и госпитализаций детей. С целью укрепления материально-технической базы «Нефтяника», в соответствии с муниципальной Программой «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков на территории г.о. Похвистнево на 2014-2016 годы» из городского бюджета было выделено 2 608 тыс. рублей.
Теперь, когда «Нефтяник» закрыт, детей отправляют в детские лагеря в другие районы и области, а сам он постепенно приходит в негодность, помещения на его территории не отапливаются, «совсем немного — и наступит точка невозврата», — выражают обеспокоенность родители и воспитатели.
«Нефтяник» ассоциируется у меня с беззаботным и счастливым детством, первой любовью, настоящими друзьями. Думаю, нельзя лишать ребят этого, ведь лагерь - это то место, где они общаются друг с другом «вживую», а это очень важно в нашем мире инноваций, — рассказывает Дмитрий Горбунов.
В этом лагере отдыхали я и мои родители. Каждый учебный год мы ждали лета, чтобы увидеться с нашими друзьями, купаться в бассейне, танцевать, играть в футбол и волейбол. Хотя там и нет интернета - это было круто. Теперь дети, которые успели застать этот лагерь, хотят просто приехать и посетить знакомые места и вспомнить об этих мгновениях. И сейчас мы видим, как он просто зарос и все пропадает, нам больно смотреть на все это, и мы надеемся, что появятся люди, которые подарят ребятам детство, — говорит Евгений Удиванов.
Лагерь «Нефтяник» - это то место, где ты полностью отдаёшь каждую частичку себя, и ты делаешь это с большой радостью, ведь он объединяет людей в огромную дружную семью, которая готова пройти огонь и воду ради друг друга. Это место - настоящее ядро таких эмоций, которые ты никогда не забудешь. Эти тяжелые, но такие бодрящие подъемы на зарядку по утрам, зажигательные дискотеки, которые заряжали на год вперёд, душевные посиделки у костра под гитару, упражнения, где мы сплачивались ещё сильнее! — пишет Юлия Кудряшова.
Сотрудники лагеря и воспитатели тоже отзываются о нем с большой душой, но с грустью и болью.
- Он очень «домашний»: один корпус, четыре отряда, все друг друга знают, и атмосфера очень доверительная. Лагерь всегда дарил нам множество открытий: ученики вдруг видели, что их учителя - не чопорные, строгие «дамы», а умеют смеяться, веселиться, придумывать различные номера для разного рода мероприятия. Мы лучше узнавали друг друга! Каждый раз, закрывая смену, мы плакали, обещали друг другу вернуться, писали песни ему - нашему любимому «Нефтянику», и весь учебный год ждали лета и поездки сюда - к роднику, отрядным беседкам, к костровой поляне! Но с 2016 года в нашем любимом лагере не звучат детские голоса, не слушают сосны костровых песен, зарастает футбольное поле. Он просто разрушается. И проблема с детским летним отдыхом никуда не исчезает.
А ведь здесь могли бы отдыхать дети не только Самарской и Оренбургской областей! — Пишет Ирина Ронжина, воспитатель и педагог.
«Нефтяник» — собственность акционерного общества «Самаранефтегаз». Эта компания входит в группу ПАО НК «Роснефть» и является его дочерней структурой. «Самаранефтегаз» много лет сдавало объект в аренду, долгое время находя причины отказывать администрации г.о. Похвистнево в продаже лагеря и растягивая бумажную волокиту, так как согласование всех вопросов шло через Москву.
В 2011 году генеральным директором — на тот момент ОАО «Самаранефтегаз» Сергеем Петровым — было принято решение все же продать объект за 8 млн. рублей, на покупку из областного бюджета были выделены средства для его приобретения, планировалась последующая передача его в управление администрации г.о. Похвистнево. Были получены все необходимые разрешения и согласования, но когда подошел момент покупки, неожиданно цена была поднята владельцем на несколько миллионов рублей и выкупить лагерь не смогли в силу причин, уже не зависящих от администрации города и области.
«Нефтяник» пытались выкупить у собственника на протяжении более, чем десяти лет. О сохранении лагеря много говорил экс-губернатор Самарской области Николай Меркушкин, главы Похвистнево Владимир Филипенко, а затем и Сергей Попов, экс-глава администрации Похвистневского района Александр Ларионов, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров — все они говорили об одном и заявляли, что пытались найти способы взаимодействия с компанией «Роснефть» и решить проблему. Якобы велись переговоры с руководством компании в Москве и сформировалась объемная переписка. Говорят, что были обещания, надежда на конструктивный диалог и бесконечное ожидание. Ничего не помогло сдвинуть эту бюрократическую машину, которая забуксовала и завязла в собственной сложной системе согласования документов, когда путь о начальной до конечной подписи составлял до 28 уполномоченных на это лиц. При этом арендодатель продолжал получать более миллиона рублей в год от арендатора лагеря — сначала от ООО «Нефтяник», а затем МАУ ДОЛ «Нефтяник» — структур, созданных специально с целью сохранения лагеря и последующего его выкупа.
Долгое время директор лагеря Светлана Бордияну занималась его обустройством по мере сил и возможностей. Со временем условия для содержания «Нефтяника» с соблюдением всех необходимых требований надзорных органов и оплаты аренды около 100 тысяч рублей в месяц стали невыполнимыми для его администрации, лагерь был практически на самоокупаемости, его сотрудники работали лишь на «голом энтузиазме» и за невысокие зарплаты. Долго такое положение вещей сохраняться не могло — было принято решение закрыть лагерь.
В апреле 2017 года в интернете появилась информация о том, что «Роснефть» ищет партнеров для развития и использования семи собственных непрофильных объектов на территории региона, среди которых значилась детская оздоровительная база отдыха «Нефтяник».
От ПАО «НК «Роснефть» в адрес министерства промышленности и технологий Самарской области также поступило обращение по вопросу рассмотрения возможности инвестиционного развития объектов санаторно-курортного назначения ПАО «НК «Роснефть», расположенных в Самарской области, в том числе ДОБО «Нефтяник», на условиях государственно-частного партнерства. Роснефть предлагала передать объект в специальную проектную компанию, в которой у нее будет доля. Но до реализации предложение не дошло.
После закрытия лагеря собственник несколько раз выставлял его на продажу через тендеры. В конце 2017 года 16 объектов недвижимого имущества и 215 объектов движимого имущества, входящие в состав имущественного комплекса ДОБО «Нефтяник», как указывается на торговых площадках, выставили на продажу начальной стоимостью 30 769 444 рубля, в 2018 году цена была уже 22 430 924 рубля, затем цену снижали до 17 094 135 рублей, после чего она продолжала снижаться, и на октябрь 2021 года составила уже 9 960 080 рублей. На торговой площадке ТЭК-Торг были размещены фотографии с подробным описанием имущества лагеря, на которое безвозвратно утраченные годы уже наложили свой отпечаток: совершенно ясно, что средства нужны не только на покупку объекта, но и на расконсервацию лагеря, на приведение его в приемлемое для размещения детей и сотрудников состояние.
Услышит ли «Нефтяник» когда-нибудь снова детские голоса?
Екатерина Сильмэ
Комментарии (1)
Это был замечательный лагерь где мне посчастливилось отдыхать и не довелось успеть поработать. И это прекрасное красивое место своей природой и атмосферой.
Очень сильно надеюсь что все проблемы с ним смогут решиться, и он сможет снова заработать как до 2016 года. Ведь это не какая-то сверхъестественная задача