Летом этого года семью из Сызрани переселили по госпрограмме из аварийного дома в новую квартиру в район Сельмаш. Но дом и инфраструктура рядом оказались непригодными для нормальной жизни. А ближайший железнодорожный переход стал для них «западней». «Защита»? «Забота»? И, как там, «развитие»?

В редакцию «Засекина» обратилась семья Екатерины Полисановой, которая в июле этого года переехала из аварийного жилья благодаря государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» со станции Кашпир (поселок Гроховка, ул. Седова, дом 1) в район Сельмаш в новый дом по улице Профсоюзной, 8.

Но радоваться им не пришлось, Полисанова и её близкие оказались в незавидном положении: единственное преимущество дома, где теперь приходится им жить — то, что он оказался новым.

В остальном условия не внушают оптимизма. Экономия при постройке, видимо, была такой сильной, а сроки такими сжатыми, что бригада строителей была вынуждена закупать исключительно некондиционный товар и очень торопилась закончить всё за ночь к утру, но у них ничего не получалось.

Внутри дома сразу после заселения обнаружились проблемы: смесители и в санузле протекают, а полотенцесушители, из которых потекла ржавая вода, прорывало уже дважды.

Детская площадка тоже оказалась далека от идеала: горку, качели и дугу установили прямо на черной пыли, без намека на безопасное покрытие или песок. Дети играют по соседству с мусором и гаражами за домом. Если же они идут на площадку, домой возвращаются грязными от серой пыли. Из окон открывается вид на завод и постоянно переполненные мусорные контейнеры, от которых в дом летят мухи. Влажная уборка не помогает справляться с пылью, которую приносит то ли с расположенной рядом железной дороги, то ли с завода, то ли с детской площадки. Через пять минут после уборки пыль уже возвращается на прежнее место, рассказывает Екатерина Полисанова.

В районе отсутствуют магазины, аптека, транспорт «до цивилизации». Но самой острой проблемой является невозможность перейти через почти развалившийся переход, который блокируют находящиеся на стоянке грузовые поезда. Неосвещенные железнодорожные пути приходится пересекать по два раза в день — по дороге на работу, в школу, детский сад, а вечером — обратно.

Встреча с жителями

Еще в 2019 году этот единственный переход через пути в конце улицы Степана Разина, которому более полувека, называли «проблемным» и обещали модернизировать. Жители улиц Хлебной, Профсоюзной и Шеврохромовской встречались с заместителем начальника Куйбышевской железной дороги по территориальному управлению Дмитрием Кулажниковым. В ходе встречи он заверял, что с ситуацией разберется.

 С Москвой предварительно согласовали план проектирования и финансирования перехода, который будет соответствовать всем нормам безопасности: со звуковой и световой сигнализацией, освещением. Рассмотрим также возможность сдвинуть переход на двадцать-пятьдесят метров, чтобы стоящие составы не мешали людям. В 2021 году все будет готово. На совещании обсудим также, как минимизировать количество поездов, заезжающих в Сызрань по технологическим операциям, — отмечал на встрече Дмитрий Кулажников.

Кулажников в 2019 году утверждал, что на строительство нового перехода потребовался бы миллиард рублей и от трех до пяти лет, также он отмечал, что компания РЖД готова его возвести, но на паритетных основах с Правительством Самарской области.

В том же 2019 году чиновники поделились своими планами по модернизации и улучшению жизни жителей района.

 На встрече сызранцы пожаловались на постоянный шум от железной дороги. Особенно от него страдают жители улицы Хлебной. Дмитрий Кулажников пообещал направить сюда лабораторию по уровню шума и воздействия на людей. В зависимости от результата принять решение. Хорошо защищают от лишних звуков и зеленые насаждения. Их, по мнению местных общественников, можно вписать в интересные ландшафтные проекты, которые порадуют глаз, в том числе и путешественников, проезжающих мимо Сызрани. Но это уже задача не для РЖД, — сообщается на сайте администрации г.о. Сызрань.

При этом чиновники утверждали тогда, что «давно обращаются к РЖД с просьбой решить проблему» с переходом. И даже указали, что к решению вопроса «подключился депутат Государственной думы Евгений Серпер». (На тот момент Серпер ещё был депутатом - Прим. ред.) А в августе того же 2019 года глава города Николай Лядин встречался с заместителем начальника Куйбышевской железной дороги Сергеем Блохиным. В ходе встречи Лядин и Блохин рассматривали некие варианты реконструкции путепровода на станции Сызрань-1 и разработали дорожную карту по благоустройству территорий, прилегающих к вокзалам города.

Переход-ловушка

С тех пор прошло два года. И на сегодняшний день фактически ничего не изменилось: переход по-прежнему раритетный, а поезда все еще блокируют жителей Сельмаша, вынуждая совершать обходы в несколько километров.

 Неоднократно видела, как дети перелезают под вагонами, чтобы не обходить, родители сами пропускают детей вперёд со словами «лезь, нам некогда». Это очень страшно, особенно если через несколько секунд поезд трогается с места. Жители района неоднократно обращались в РЖД, администрацию, прокуратуру, результата нет. Мамы также таскают коляски и санки через пути, пожилые люди с тросточками еле переползают, если состав длинный. Люди опаздывают на работу и платят за это штрафы. А ещё «случайным образом» в этот момент появляются на переходе сотрудники полиции, которые выписывают штрафы за переход в неположенном месте. Я оставляла обращения в РЖД дважды, 9 августа и 8 сентября этого года, звонила начальнику станции Сызрань-Город, которая сказала, что все из руководства знают о нашей проблеме, но никто ничего делать не будет, — рассказывает «Засекину» Полисанова.

И всё же... После множества проведенных встреч, переговоров, обещаний и планов жители вынуждены продолжать ежедневно пользоваться неисправным переходом и рисковать собственной жизнью.

Екатерина Сильмэ