За последние шесть месяцев система образования кардинально изменилась. Перемены произошли из-за всемирной пандемии, которая затронула всех и всё. Школам и университетам пришлось быстро перейти из офлайна в онлайн. Уже ко второй волне пандемии многие подвели промежуточные итоги. Мнения родителей и школьников разделились. Одни активно поддерживают «дистант», другие полагают, что в нем больше минусов, чем плюсов. «Засекин» побеседовал с учителями и разобрался, насколько эта мера борьбы с COVID-19 эффективна и как изменился процесс преподавания для педагогов.
С 30 марта по всей России была впервые введена самоизоляция — на неделю. Также под ограничениями оказались и все школьники России. Изначально мера задумывалась как нечто временное и краткосрочное. Но уже к лету стало понятно, что, выполняя исключительно домашние задания, ученики не смогут пройти план, подготовленный на учебный год. Учителям пришлось в срочном порядке обучаться пользованию различными программами, позволяющими устраивать с детьми онлайн-уроки. И уже с апреля почти во всех школах России стали проходить подключения к урокам в таких программах, как Zoom, Skype, Discord. Некоторые из программ не выдерживали наплыва учеников и переставали работать.
«Дети осознали прелесть очного обучения»
В беседе с «Засекиным» победительница регионального этапа конкурса «Учитель года-2020», «химик» Асем Шукурова рассказала, что с введением «дистанционки» ее рабочий день существенно изменился.
— Времени уходит больше и на проверку домашнего задания, и на подготовку к самим урокам. Сейчас стало легче, поскольку для 9 и 11 классов разрешили проводить очные консультации, а для них это очень важно, дети переживают по поводу сдачи экзаменов. В плане знаний изменения тоже есть, и это почувствовали сами дети. Сами ответственные просили пояснить для них темы, вызвавшие у них затруднения. Свой учебный год я начала с обширного обобщения и систематизации знаний. В таких ситуациях необходимо наверстать упущенное. Мы не можем в 9 классе изучать новые темы по химии, если дети испытывают затруднения в написании химических уравнений
Собеседницу совсем не смущает то, что школьники могли списывать во время изоляции. По словам Шукуровой, «опытному учителю всегда понятно, кто из учеников выполнял работу сам». Однако говоря о том, насколько оправданна в действительности дистанционная система обучения, педагог отмечает, что здоровье детей — первостепенно.
— И учителя, и родители, и дети, я считаю, понимают вынужденность перехода на дистанционное обучение. Обучение детей с 1 по 5 классы, а также 9 и 11 классов с соблюдением всех санитарных норм я также считаю разумным. Плюс я вижу в том, что дети осознали всю прелесть очного обучения.
«Это инструмент, которым надо уметь пользоваться»
Понятно, что разные страны подходят к ограничительным мерам по-разному, исходя из обстановки «на местах». Тем не менее, в большинстве государств в каких-либо вариациях применяется «дистант». О том, какие это происходит, в частности, в Израиле, «Засекину» рассказала учитель английского языка, выпускница Самарского государственного университета Варвара Галицкая.
По словам собеседницы, с 18 сентября и до середины октября в израильских школах обучение велось в онлайн-режиме через Zoom, однако после 1-2 классы перешли в офлайн. Также учиться очно стали спецклассы, предназначенные для репатриантов и детей с проблемами в учебе, классы и школы спецобразования. С недавнего времени к ним присоединились и 11-12 классы.
— Классы поделены на капсулы, все обязаны носить маски. Насколько будут совместимы капсулы и учеба, когда выйдут все классы, сказать трудно. Для этого просто нет достаточно помещений и учителей. Если кто-то заболевает, на карантин отправляют сначала всю параллель, потом после проверок оставляют только тех, кто непосредственно общался с заболевшим, — поясняет собеседница.
Вместе с тем, Варвара Галицкая затрудняется судить о том, изменилось ли в худшую сторону качество знаний ее учеников из-за переходов на удаленную формуобучения.
— Сама по себе «удаленка» — штука очень хорошая. Это инструмент, которым надо уметь пользоваться. Причем, обеим сторонам. Я уже третий год работаю в проекте от министерства просвещения Израиля — уроки онлайн бесплатно. Школьники с 7 по 12 класс могут получать бесплатно помощь по трем предметам: ивриту, английскому и математике. И я вижу, что многим это очень помогает.
Собеседница считает, что основная проблема массового дистанционного обучения заключается в том, что учиться онлайн вынуждены в том числе и те, кто не хочет или не может в силу каких-то причин:
— Я вижу, те, кто хорошо учился до «удаленки», в основном справляются. У некоторых даже прогресс, которого не удавалось достичь раньше. А вот у тех, у кого и раньше были проблемы, ситуация стала сложнее. Потому что когда в обычных условиях школьник доходит до школы, то волей-неволей он что-то слышит, что-то выучивает. А с онлайном возможностей пропустить урок и ничего не делать гораздо больше. Многие перестают отвечать на сообщения, телефонные звонки. Чаще всего это дети, которым и так учеба дается тяжело, плюс дома нет поддержки, ролевой модели.
По словам учителя, в ее классах не было случаев заражения коронавирусом, однако в параллели кое-кто все-таки переболел. Но без осложнений.
— Подростки в основном переносят болезнь в легкой форме и бессимптомно. Собственно, скажу крамольную вещь: больше 90% взрослых тоже. Закрыть школы до конца эпидемии невозможно. Мы потеряем учеников. И даже самый гениальный учитель не справится с ситуацией. При этом — да, когда полностью откроют школы, заражения пойдут вверх. Потому что стандарты безопасности несовместимы с работой школ. Не выпускать детей на перемену невозможно. Лишать учителей перемены — тоже. Она нам нужна не меньше, чем ученикам. Нужно как-то искать баланс. Я знаю, что директора школ пытаются это сделать. И очень сочувствую тем, кто в этом году составляет расписание.
Денис Водянов
Комментарии (0)
Оставить комментарий