Самарастат опубликовал данные о численности населения губернии. Оказалось, что количество проживающих в регионе за год упало на 10 тысяч. В областной столице проживает 1,15 млн человек, на 7 тысяч меньше, чем в прошлом году. 

Долгие годы Самара находилась на шестом месте в России по численности населения. Однако сейчас столица губернии оказалась на девятой строчке.

Судя по рейтингам других городов, в скором времени Самару обгонит Уфа. Количество людей там ежегодно растет на несколько тысяч. Стабильное повышение этого показателя двигает Уфу в десятку городов.

Одной из основных причин уменьшения населения в Самаре называют переселение жителей в бюджетные районы. Обычно они находятся за пределами города, но граничат с ним — Волжский и Красноярский, например. 

За год в Волжском районе количество людей выросло с 99,5 тысяч до 110,7 тысяч жителей. Вероятно, серьезный процент в этой цифре принадлежит микрорайону Южный город (поселок Придорожный). 

В прошлом году было много разговоров на уровне областных властей о присоединении к Самаре Красных Ключей — создание 10-го района. Шутили даже, что и Южный город тогда подтянется, и станет 11.

«Засекин» пообщался с депутатом губернской думы от КПРФ, председателем комитета по местному самоуправлению Михаилом Матвеевым о том, почему люди бегут из Самары и может ли помочь присоединение окраин городу:

— У идеи с присоединением есть плюсы и минусы. Тенденция, когда крупный город поглощает пригороды — это естественно. Это видно на примере Москвы, там Химки уже вошли в черту города, но формально считается другим муниципалитетам. В этом плане жители Южного города и Крутых Ключей осознают себя самарцами. Если использовать их включение в административную черту города ради манипулирования цифрами, чтобы негативную тенденцию к снижению численности заменить на тенденцию роста, то ничего не изменится. У того, что люди живут в городе или сельской местности, есть различия. Минусы сельской жизни в том, что муниципальный транспорт не ходит в эти анклавы, и соотвественно, нет единого тарифа, а тот, что ходит — межмуниципальный, он ставит свои тарифы. Плюсом же является то, что ряд профессий в сельской местности получает льготы, например врачи или учителя. Они лишатся их, если населенный пункт станет городом. За время работы в комитете местного самоуправления в губернской думе мы рассматривали ряд обращений граждан. Долго жители Гранного, который отнесен к Новокуйбышевску, бунтовали, что раньше были самарцами, а теперь нет. Они считали, что теряли статусы, которые не позволяют им развиваться. Но и были обращения поселка Береза, Прибрежный — которые на равном расстоянии от Самары и Тольятти, и считать их Самарой — насилие над логикой. Но административно они — часть областной столицы, но не обладают никакими возможностями вкусить прелести городской жизни: социальное и медицинское обслуживание, работу полиции и транспорта, — объяснил г-н Матвеев.

Кроме того, депутат отметил, что присоединение районов не даст реального прироста. Проблема глубже, и она связана с бегством из Самары.

— К сожалению, эта ситуация не переломилась с приходом нового губернатора Дмитрия Азарова. У нас, наоборот, закрылись два вуза — университет имени Татищева и университет Наяновой. Преподавателям некуда идти, приходится работать в университетах за почасовую оплату. С учениками тоже беда. У нас нет философии в городе теперь, и тем, кто раньше учился в «Наяновке», предложили ехать в другие города. Да и объединение университетов сказалось на том, что студентам теперь легче уехать в другой город, чем платить миллионы за обучение и в итоге стать социологом Самарского университета имени Королева. Репутация уже не та. Отношение к образованным людям тоже, мягко говоря, не бережное. И к тем, кто хочет получить образование, ни к тем, кто уже работает. В городе нет работы не то что для гуманитариев, даже для инженеров. Я лично знаю двух ребят, которые уже год обивают пороги заводов, но их нигде не будут. Везде идут сокращения, — пояснил Михаил Матвеев.

Юлия Сацук