В Волжском районе Самарской области, рядом с охранной зоной лесов первой категории в затоне Ширчик находятся, если верить официальным документам, плавучие платформы наподобие тех, что российские нефтегазовые компании строят на шельфе Северного Ледовитого океана. При ближайшем рассмотрении они больше похожи на плавучие дачи и бани. Чиновники старательно закрывают на это глаза, будто принимая местных активистов, включая директора ООО «Природный парт "Ширчик"» Олега Докторова сумасшедшими сказочниками из Лукоморья…

С редакцией ИА «Засекин» связался директор ООО «Природный парк "Ширчик"» Олег Докторов. Кандидат технических наук, общественник и житель поселка Лукоморье обратил внимание на публикацию от 1 марта текущего года, где вскользь затрагивается история затона, столь привлекательного для водного бизнеса. 

На берегу Ширчика находится поселок Лукоморье, соседствующий с поселком Власть Труда. Ширчик и населенные пункты можно рассмотреть с любой горы возле села Ширяево, глядя с них перпендикулярно течению Волги на Мастрюковскую пойму на левом берегу. 

С 2014 года г-н Докторов обращается в различные природоохранные и силовые структуры с требованием удалить с берегов Ширчика незаконно размещенные там плавобъекты. Докторов был в приемных прокуроров различного уровня и чиновников — от главы Самары до президента РФ. Однако выполнять свою работу ведомства не спешат. Иногда приезжают с проверками, нехотя регистрируют часть нарушений и уезжают. В беседе с корреспондентом «Засекина» Олег Докторов рассказал историю появления незаконных понтонов и плавучих объектов на Ширчике. 

Нефть и газ в затоне

Процедуру размещения незаконных плавобъектов в акватории затона Ширчик, как минимум, любопытна. То, что по факту является лодочной станцией с двумя плавучими банями, серьезно нарушает закон. Согласно Порядку организации и эксплуатации баз (сооружений) для стоянок маломерных судов на водных объектах в Самарской области, границы лодочных станций должны располагаться не менее, чем в 250 метрах от рекреационный зоны и как минимум в 150 метрах от жилой застройки. В случае с Ширчиком это правило не соблюдается, и соблюсти его невозможно.

Однако лодочная станция, как рассказывает Олег Докторов, соответствующего статуса не имеет, а, согласно разрешительным документам, является ничем иным, как «плавучими платформами». 

В представлении обывателя, не знакомого с законодательством, касающимся размещения объектов на воде, плавучая платформа — это, вероятно, что-то деревянное или металлическое, расположенное на воде и используемое, к примеру, в качестве причала для судов. Так выглядят «плавучие платформы», расположенные в акватории затона. 

Для строительства плавучей платформы государство, согласно закону, бесплатно предоставляет участок на воде в безвозмездное пользование на 20 лет. Соответствующее разрешение выдается органами, имеющими право распоряжаться водными объектами и сдавать их часть в аренду или безвозмездное пользование. 

Дело в том, что плавучая платформа (она же и нефтяная платформа) — это не «что-то деревянное или металлическое», это сложный инженерный комплекс, судно или сооружение, предназначенное для бурения скважин и добычи углеводородного сырья, залегающего на шельфах морей и океанов.

В России такие сооружения не производят полностью. Всю конструкцию размером с Эйфелеву башню, либо ее части закупают за границей, и ее цена может превышать миллиард долларов. 

Если верить документам, на одном только Ширчике присутствует аж три таких «инженерных комплекса для добычи нефти и газа». Правда, таковыми они являются только на бумаге. В действительности, даже непосвященный в «водные дела» человек легко узнает в плавобъектах бани, понтоны для отстоя маломерных судов и речные причалы. 

И ничего похожего на стройки морской нефтяной платформы, которая в водоеме глубиной три метра, как шутит Докторов, может появиться только вместе со вторым космодромом «Восточный» или новой башней Кремля. 

Повод для беспокойства

Начинающиеся проверки Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры, как полагает Олег Докторов, должны встревожить, в первую очередь, не столько «частников», которые пользуются водными объектами, а территориальные органы, которым доверено право распоряжаться собственностью государства — водными объектами. 

Как полагает Докторов, активность Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры (ВМПП) в организации масштабной проверки, возникшая лишь к концу февраля текущего года, скорее всего, является следствием планомерной и неторопливой работы Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, а также переговоров с прокурором ВМПП Вениамином Селифановым, состоявшимися в ноябре прошлого года. 

«Моя переписка с различными надзорными ведомствами по проблеме затона Ширчика, а вслед за ним — водных объектов всей России, содержит свыше сотни обращений и практически такое же количество ответов, большей частью отписок», — рассказывает г-н Докторов. 

Олег Докторов считает, что причина возникновения проблемы состоит не в частных пользователях, хоть те и являются заказчиками в, как он выражается, «преступных схемах», а самое главное — в «совместной деятельности рейдеров с мутной репутацией с руководителями или заменяющими их лицами в нескольких территориальных органах, как разрешительных, так и надзорных, а также осуществлением прикрытия подобной коррупционной деятельности в высших эшелонах власти губернии». 

Разговоры о том, сколько можно заработать на Ширчике, Докторов считает несостоятельными. Извилистый затон имеет длину около четырех километров и мелководен. В большей его части глубина не превышает полутора метров, а летом водоем не является проточным и зарастает зелеными водорослями. Для незаконного отстоя лодок пригодна лишь малая часть Ширчика лишь в его начале. 

Кроме того, весь затон Ширчик является частью Лесного фонда Российской Федерации с защитными лесами первой категории, здесь запрещены практически любые виды деятельности, связанные с источниками загрязнения, а размещение лодочных станций и дебаркадеров не предусмотрено ни в коем случае. Все прибрежные участки Ширчика являются рекреационной зоной и уже сданы в аренду соответственно своему назначению — под рекреационные цели. 

Многолетняя борьба

Как утверждает сам Докторов, много лет назад вместе с другими жителями Лукоморья он пытался добиться законного права парковать маломерные суда в непосредственной близости от своих коттеджей, однако в силу ограничений природоохранного законодательства РФ по защите водных объектов, законное размещение маломерных судов в акватории Ширчика оказалась невозможным, что закреплено, в том  числе, решением Арбитражного суда Самарской области по делу №А55-12558/2013 от 06 сентября 2013г. 

Тем не менее, по словам Олега Докторова, в течение четырёх лет неким Олегу Фока и Ирине Чичаевой через аффилированные с ними компании ООО «Аккорд» и ООО «Караван», речь о которых шла в предыдущем материале Засекин.Ру, успешно удается пользоваться акваторией Ширчика. Компании имеют разрешение на водопользование для создания так называемых «плавучих платформ»,  которые были упомянуты выше, однако занимаются нецелевым использованием акваторий, разместив на них свои плавбани и организовав лодочную станцию. Право на водопользование в этих целях имеет платный характер в пользу бюджета РФ, и возможности его получения в затоне Ширчик нет.

Так или иначе, за годы борьбы у активиста из Лукоморья Олега Докторова накопился целый шкаф документов, бумаг, ответов и судебных решений «в поддержку рейдеров и мошенников», последние из которых, по его словам, «в корне противоречат сразу двум десяткам федеральных и местных законов и интересам государства». А территориальный Росприроднадзор, возбудивший административное дело в отношении «неустановленных лиц», как утверждает Докторов, присутствовал в лице своих представителей при всех событиях, начиная с 2014 года. К 2017 году из 32 незаконных плавобъектов в затоне Ширчик Росприроднадзору, похоже, с большим трудом удалось обнаружить лишь два самых масштабных. Несмотря на то, что местные жители неоднократно представляли в надзорное ведомство фотодоказательства присутствия десятков нелегальных объектов на воде. Проживающие в Лукоморье знают, что те два «объекта», которые Роспотребнадзору спустя три года после начала событий стало совсем уж неудобно не замечать, принадлежат вышеупомянутым Фока и Чичаевой. Порядка тридцати понтонов для маломерных судов, размещённых в затоне Ширчик, принадлежат известным гражданам, которых Фока и Чичаева уговаривают платить за отстой их катеров, утверждая, что имеют разрешение на лодочную станцию, рассказывает Олег Докторов. 

Выходит, что владельцы плавдач регулярно отдыхают на них и даже пользуются электроэнергией, поставляемой по обыкновенному открытому кабелю, а надзорные органы не могут установить владельцев незаконных объектов. К слову, и на незащищенный кабель, пролегающий прямо через воду и представляющий угрозу местным жителям, собственники домов в Лукоморье жаловались, однако сотрудники УВД, ГИМС и УГЛИПН Министерства лесного хозяйства Самарской области либо отказывались осматривать места нарушения, либо писали ответы об отсутствии каких-либо нарушений. 

Олег Докторов убежден, что Фока и Чичаевой покровительствуют влиятельные чиновники, в том числе из мэрии областной столицы и правительства региона. На личном приеме глава Самары Елена Лапушкина еще в прошлом году обещала жителям Лукоморья лично заняться вопросом, однако с тех пор проблема так и не сдвинулась с мертвой точки. Врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров, глава Администрации Волжского района Евгений Макридин и другие, «прописанные в Твиттере» чиновники, сообщения Докторова и жителей Лукоморья также игнорируют, либо перенаправляют его в другие инстанции, обращение в которые многократно оказывалось безрезультатным.

Олег Докторов полагает, что теперь следует ожидать самых невероятных для многих чиновников результатов проверки Волжской межрайонный природоохранной прокуратуры по законности эксплуатации водных бань не только в нашем регионе, но и впоследствии по всей стране. 

«За любым решением территориальных органов Росводресурсов о предоставлении права бесплатного водопользования для «создания плавучих платформ» стоят мошенники и аферисты, использующие акватории нецелевым способом в ущерб бюджету РФ просто для обычных лодочных станций и своих личных плавучих бань. А подобных решений только в Самарской области было выдано более пятидесяти» — высказывает своё мнение активист. 

«Засекин» будет следить за развитием событий

Екатерина Маяковская [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] 
Фото: Олег Докторов