Мундиаль становится главной угрозой для старой Самары. И дело не только в намерении областных властей застроить торгово-офисными и жилыми комплексами исторические кварталы, но и в подходе, когда главным критерием успешности становится объём «освоенных» бюджетных средств. Это стало понятно на «круглом столе» в Самарской губернской думе, посвященном подготовке исторической части Самары к чемпионату мира по футболу 2018 года. «Старую Самары можно сохранить и оживить», - уверены общественники, но хотят ли слушать и тем более слышать такую точку зрения областные власти?

На прошлой неделе в зимнем саду Самарской губернской думы состоялся «круглый стол», на котором чиновники, депутаты, архитекторы и общественники обсуждали судьбу исторической части Самары в контексте предстоящего проведения в Самаре Мундиаля.

Представители правительства Самарской области заняли традиционную для себя позицию, заявив, что некие первоочередные памятники будут отремонтированы на бюджетные деньги. Есть ли какие-то критерии первоочередности, кроме нахождения объектов на так называемом «гостевом маршруте» осталось неясно. За кадром остался и ответ на вопрос, что станет с исторической средой в целом.

По предыдущим заявлениям губернатора Николая Меркушкина, называющего объекты историко-культурного наследия «гнилушками», можно предположить, что чиновники, воспринимающие историческую Самару как «бесперспективную», «нерентабельную» и «обузу», даже не рассматривают вариант её сохранения.

Председатель общественного движения «Самара для людей» Владимир Обухов заявил присутствующим, что сейчас нельзя мыслить в категориях освоения бюджетных средств. «Даже во время нефтяных сверхдоходов бюджет не мог осилить восстановление исторического центра, - отметил Владимир Обухов. – Именно поэтому в Европе к подобным проектам обязательно привлекаются сторонние средства – инвестиции, займы и прочие средства». По его словам, нужно найти источники финансирования внутри Самарской области. И это возможно, если чётко прописать правила игры и вовлечь в процесс граждан и организации.

Обухов предложил свой вариант первоочередных мер. В частности, запретить сносить зданий старше 1959 года без особой экспертной процедуры по каждому такому зданию, как это делается в Германии.

Во-вторых, завершить подготовительную работу для включения старой Самары в реестр исторических поселений федерального значения, к чему министр культуры России Владимир Мединский призывал Николая Меркушкина ещё в прошлом году.

В-третьих, разработать и после публичного обсуждения утвердить мастер-план исторической Самары в виде комплекса градостроительных регламентов, обеспечивающий оживление и дальнейшее саморазвитие старого города. В первую очередь надо сохранить основу исторической среды – сложившееся деление на дворы и кварталы.

Кроме того, с точки зрения Владимира Обухова, следует изучить иностранный опыт по финансированию восстановления исторических центров городов. Но, прежде всего, оформить права собственности на землю под домами в исторической части Самары и, тем самым, превратить её в капитал. На сегодняшний день у собственников домов в центре возникают сложности с регистрацией прав на землю под ними.

Стоит отметить, что предложения градозащитного общественного движения заинтересовали председателя комитета Губдумы по культуре, спорту и молодежной политике Александра Милеева. Как сообщил Владимир Обухов, «Самара для людей» уже направила в думский комитет письмо со своими предложениями. Симптоматично, что чиновники областного правительства отнеслись к предложениям по сохранению и развития старой Самары скептически.

Федор Андреев