Товарищи!
В последнее время в адрес общественного комитета «Куйбышев» стали поступать жалобы на то, что мы полностью игнорируем самарскую жизнь до 1935 года, когда город получил замечательное имя Куйбышев, а также очерняем старую Самару и самарцев.
Со всей ответственностью заявляем: комитет «Куйбышев» хорошо относится к Самаре до 1935 года. Ведь если бы её не было, то и нечего было бы переименовывать в Куйбышев.
Более того, в Год литературы мы призываем местные власти составить чёрный список писателей, порочивших наш город, запретить упоминание их имён на территории Самары, изъять их клеветнические книжонки из библиотек и сдать в макулатуру.
Как можно сохранять в Самаре улицу Алексея Толстого, который потешался, что «люди спивались и свинели в этом страшном, пыльном, некрасивом городе»? А улица Максима Горького! Назвать её в честь человека, написавшего такие паскудные строки: «Смертный, входящий в Самару с надеждой в ней встретить культуру, вспять возвратися, зане город сей груб и убог. Ценят здесь только скотов…»!
Это как же и кто допустил, чтобы фамилией такого самароненавистника обозначить еще два парка и театр! И ведь какие подлые приёмы применял этот интриган! Специально гадил так, чтобы люди XXI века, читая его пасквиль, думали, что это про них: «Прежде всего в Самаре бросается в глаза общий характер её архитектуры: тяжелые, без каких-либо украшений, тупые и как бы чем-то приплюснутые дома заставляют предположить, что и люди, живущие в них, тоже тупы, тяжелы и приплюснуты жизнью».
Мы полностью одобряем уничтожение в Самаре Дома-музея этого клеветника. Нет теперь осиного гнезда, где в мелкой злобе рождались дышащие ненавистью строки. Только безродные космополиты протестовали тогда против смелого патриотического шага!
Не остановимся на достигнутом! Очистим от антисамарской скверны наши улицы, площади и парки. Пусть останутся имена настоящих большевиков-ленинцев без якобы пролетарских, а на деле – обуржуазившихся – писак. Всех злопыхателей и очернителей – на дно!
Общественный комитет «Куйбышев»
Комментарии (14)
В целом одобряя правильность намерений и действий комитета «Куйбышев», предлагаю дополнить перечень проскрипционных санкций черным списком читателей Засекин.ру, Парк Гагарина и Эротическое Фоторевью, включив в него всех пользователей интернета, заходящих на эти сайты. Хотя, пока еще остается немало вертопрахов, шарящих по сайтам Волжской Коммуны и Самарской Газеты. Но мы и их возьмем на карандаш.
/////// НА «ДНО», там сейчас, не в пример советскому времени, не пиво, а ПОЙЛО! Пусть пиЮт и давятся, и пусть их пронесёт самый что ни на есть кровавый понос! Самара была и есть — гуамно, а не город!
Михаил Авдеев писал:
«Вы держите в руках новую книгу самарских краеведов Ирины и Андрея Демидовых. Откройте книгу и прогуляйтесь по родному городу. Вы увидите Самару, которую мы потеряли.
Эх, Самара- городок! Какое это было чудо. Самару называли маленьким Парижем, культурным и торговым центром Поволжья. В городе действовало множество гимназий и училищ, в которых квалифицированные педагоги воспитывали высокообразованных граждан России. Естественно классные дамы не рассказывали ученикам кровавых сказок типа „Манифеста коммунистической партии“, и законоучитель проповедовал веру в Бога, а не в Ленина.
А как вкусно питались гимназисты… Когда ребенок шел в гимназию княгини Хованской (на улице Заводской, ныне школа №13 на улице Венцека) или в гимназию Нины Андреевны Хардиной ( на улице Дворянской, ныне школа № 15 на улице Куйбышевской) родители давали ему на завтрак полторы копейки. Копейку стоила сдобная булочка с маком, курагой, изюмом, пастилой и так далее, а пол-копейки(грош) стоил стакан парного молока, которое в гимназию привозила молочница. Цены вообще отличались доступностью. Около входа в Струковский сад продавали пирожки с семгой, и цена их — 3 копейки была столь невелика, что ее не пугались даже нищие.
Рыба же продавалась вдоль всего берега Волги, на пристанях, на городских базарах. Но самые лучшие волжские дары приобретали в магазине Заломова на Дворянской (улица Куйбышевская), чья фамилия увековечилась в названии сельди „залом“. Вобла продавалась со скидкой. Тем, кто брал больше десяти фунтов, делали уступку 50 процентов. Точно также продавали раков. Если пива брали больше ведра, то опять-таки в пол цены. Пивом торговали повсеместно. По желанию заказчика его доставляли на дом. Жигулевский „Экспорт“ считался лучшим в мире и по популярности и качеству затмевал знаменитый „Проздрой“. Жигулевский пивоваренный завод фон Вакано имел знаменитую кухмистерскую, которая помещалась на улице Алексеевской(ныне Красноармейской), недалеко от Струковского сада. Туда по подземным путепроводам пиво поставлялось несколько сортов. Посетителям кухмистерской к пиву предлагали воблу и раков в неограниченном количестве.
А какой вкусный выпекался у нас хлеб! Его замешивали из муки высшего качества. Из нее же выпекали огромное количество всевозможных булочек, плюшек, витушек, кренделей, бубликов, которые продавали на всех базарах и улицах всевозможные коробейники. Самарская губерния считалась экспортером хлеба номер один, продавая хлеб во все страны Европы.
Особенно славились шоколадные конфеты фабрики фон Эйнема и его горячий шоколад. А какова была культура обслуживания публики! О, она была так высока, что нам, нынешним, и не приснится. В банях Чаковского или Кошелева прямо в номера подавали все то же пиво с прозрачной воблой и раками, всевозможные вина, водку, чай с медом, вареньем, шоколадом. Как элегантно входил банщик в номер и, ставя пышущий самовар на стол, говорил: „Чайку, пожалуйста, господа! С легким паром!“
Как людям хорошо оплачивали их труд. Кассир, например, в бане Кошелева, продававший билеты, получал такое жалование, что мог на него прокормить семью из десяти человек. Его жена, естественно, не работала и занималась воспитанием детей.
„Эй, прокачу!“,- кричал извозчик, а их-то в Самаре было полным- полно. „Эх, прокачу! Садитесь, барин! С ветерком! Но-о“. А как приятно и радостно ехать на извозчике по вечерней Самаре. Прекрасные особнячки, ухоженные и чистые, маленькие церквушки и величественные соборы — все это, освещаемое мягким светом фонарей, радовало глаз. И стучали колеса по булыжной мостовой по Дворянской, Панской, Саратовской, Почтовой, Сенной, Соловьиной.
В Самаре были лучшие в провинции театр, музей, публичная библиотека, знаменитый цирк „Олимп“. В Самаре рисовали Репин и Васильев, пели Шаляпин и Собинов, писали Лев Толстой и Сергей Аксаков. Самарские купцы финансировали развитие культуры, меценатствовали, занимались благотворительностью. Особенно славились больницы Шихобалова и Аржанова, богодельня купчихи Саниной. В Самаре открылась вторая в России пастеровская станция в Земской больнице. Местная интеллигенция: В.О. Португалов, Ю.К. Боде, А.Н. Хардин, В.И. Анненков и другие вместе с городским Головой Петром Владимировичем Алабиным много сделали для развития культуры, науки и просвещения нашего города. Вот какая она, Самара, которую мы потеряли.
Я ходил по городу со многими, кто его знал и любил. Впитывая рассказы старожилов, любителей-фанатиков, благородных знатаков, мне все время хотелось молиться, гуляя по Самаре. Бродил по городу с Олегом Сергеевичем Струковым. И его Самара пестрела разнотравьем архитектурных стилей, играла резьбой наличников, витийствовала решетками балконов, дышала изяществом эркеров.
Гулял по улочкам с Александром Константиновичем Ширмановым. И его Самара говорила со мной стихами, шумела спорами читающей интеллигенции, бурлила книжными развалами и встряхивала пылью архивов. Я вдыхал Самару вместе с Леонидом Львовичем Беленьким. И его город говорил со мной языком одесских биндюжников, хохмил с бердичевским акцентом, а Дворянская становилась чуточку похожей на Дерибасовскую. Вот с какими людьми довелось мне ходить по Самаре.
Счастлив будет тот, кто, прочитав эту великолепную книгу, скажет: » Я ходил по Самаре с Ириной и Андреем Демидовыми, по Самаре, которую мы потеряли".
Ну, да — все как мило. А потом эти добрые люди вдруг с таким вдохновением резали с стреляли друг друга, очевидно, от переизбытка добрых чувств… Хватит дешевые пасторальки перепечатывать. Самара, как и вся российская провинция, была маргинальной, грязной, крайне грубой и безграмотной.
Мнтересно на чем вы пишите: на собственных руках, ногах или на скатерти-самобранке?
Михаил Петрович Авдеев писал это вступление к книге «Мелодии старой Самары Андрея и Ирины Демидовых»:
«РАДУЙСЯ ВСЯКИЙ, КТО УВИДИТ ТЕБЯ...»
(Аллилуйя Самаре)
«Всю ночь обливался слезами о Шахматове». Это Александр Блок в своем дневнике. «Снилось Шахматово». С ним у поэта было столько связано. И все это сгорело в огне октябрьского переворота.
Церковь Пантелеймона-целителя на ул. Полевой около Земской больницы. Мое Шахматово — это Самара. Здесь — мой корень. Здесь — мое все. От славных предков моих узнал я, каким был мой город в старые времена. По семейным преданиям знаю самарскую историю иную, чем в учебниках. Поэтому и мне — хотя и не очевидцу той, славной Самары, тоже было над чем обливаться слезами. Да и не только мне.
Как-то на руинах одного самарского домика познакомился я со стариком. «Вот, не спас»,— сказал он мне — «Уж куда ни писал, куда ни ходил. Все-таки сломали». Звали старика Олег Сергеевич Струков. Бонзы краеведения считали Струкова чудаком и не понимали, зачем близорукий старик стучится во все инстанции, спасая
самарскую старину. А старик Струков смерть каждого дома переживал как личную трагедию. Вот с ним-то, с Олегом Сергеевичем, я с юности и ходил по старым кварталам. А он рассказывал, рассказывал, как все было. Какая была Самара великолепная. Это был фанатик и Святой.
С той поры мы частенько ходили с ним по старой Самаре. А когда Олега Сергеевича не стало, я написал стихи:
Вы куда, Олег Сергеич? Что-то рано собрались… Кто без Вас сумеет склеить Переломанную жизнь. Вы ушли. Осталась песня Недопета над рекой. Уж не спеть ее нам вместе На Дворянской и Панской. А душа летит над Волгой, Исчезая в сизой мгле. Что-то Вы не очень долго Погостили на земле.
Для Олега Сергеевича каждый дом имел свою душу. Он считал, что когда дома умирают, их души остаются в пространстве, создавая неповторимую ауру. Самарский воздух пропитан разговорами умерших домов. Надо только научиться слушать. Идешь вечерком и чувствуешь—поют колокола Единоверческой церкви на Предтечеиской, а ей отвечает Троицкая, плачет, нашептывает… И вдруг все затихло. Колокола Собора заговорили, а с Алексеевской улицы горячая волна пошла. Какая мощь, воля пошла, сила… Что-то во мне пробуждается, вспоминаю дедушку моего мещанина Евгения Васильевича Авдеева и супругу его, мою бабушку Марию Порфирьевну, уроженную дворянку Катанскую. Они здесь в Самаре навсегда. А колокола все бьют и бьют, и я слышу неземную музыку.
Эта музыка пришла И так долго не уходит. Дивным звукам несть числа, Как рябинам малых родин. И как пиршество рябин, Их пурпурное прощанье. Я навеки полюбил Этой музыки звучанье. „
Михаила Авдеева уже нет с нами, но дело его живет:
«Первый шаг к возрождению»
Очень давно мне хотелось написать о том, как мы собирали подписи за возрождение нашему городу его родного имени Самара. Это имя украл усатый Коба, чтобы прославить в веках одного из своих подручных. Мы решили, что хватит нашему городу жить с бандитским именем, надо Самаре снова и навсегда становиться Самарой.
Инициатором святого дела стала Галина Николаевна Рассохина- кандидат архитектуры, неутомимый борец за сохранение великолепной самарской архитектуры. К ней присоединились единомышленники. Было получено разрешение горисполкома на проведение пикета по сбору подписей. Местом сбора выбрали угол улиц Соборной и Панской около Ново-Троицкого торгового корпуса ( универмаг «Юность») Врач больницы УВД Людмила Михайловна Иванова принесла из дома складной столик, и работа пошла. Кроме меня в этом благородном деле принимали участие Валентин Крушинин, Виктор Орлов, Анатолий Петров, Сергей Григорьевич Глазков, Виктория Николаевна Мальцева, Аделаида Григорьевна Скобликова, а также Володя и Люба- добрвольцы, фамилии которых я не запомнил.
Когда мы стояли в пикете у «Юности», частенько возникали диалоги между сторонниками и противниками Самары, иногда переходившие в перебранки. Расписываются двое студентов. Подходит пожилой сталинист:«Вы за что пишите? За Самару! Эх, вы! Вам дуракам, мозги пудрят, а вы пишите». «Да никто не пудрит. Мы сами хотим. Самара — наша „альма матер“. „А моя “альма матом». Работать надо, а вы тут стоите, лбы такие. Вы хоть знаете, кто такой был Самарин, в честь которого была Самара. Это был такой купец-кровопийца, из народа жилы тянул". «Да ну?!» «Вот и ну, ножки гну! Не знаете, а стоите. Сначала историю нужно знать, а потом народ баламутить. Эх, вы, диссиденты!» Анатолий Петров спрашивает одну активную противницу Самары: «Дамочка, вас как зовут?» «Мария». " А вот если вас назовут Феклой. Это как так? А вот как Самара была Самарой, а ее взяли и назвали Куйбышев". «Ну и что, а я все равно против!»
«А не местным можно подписаться? Можно. А вы откуда? Мы из Нижнего. Пока еще Горький. Но мы нижегородцы. Мы тоже хотим, чтобы и у вас была Самара.»
«Это че такое? Мы за Са-ма-ру! За чево, за чево? За Са-ма-ру! За вонючую, грязную, засранную Самару? Да вы че, мыжики! Я вас не понимаю. Не, не, мужики! Ий-я. „Иди ради Бога, не плюй нам здесь“. „Да Самара, она и так вся заплеванная“.
„Почему уже спим? Да мы не спим, мы работаем! И он мне будет рассказывать! Где миллион подписей? Почему я его не вижу?! Тут встревает противник:“ Дурак! Зачем тебе миллион подписей. Это же неформалы. От них все зло. Они воду мутят, а я против. Я -коммунист. „Боже мой, смотрите сюда! Живой коммунист! “Да, я член партии, член КПСС, и я этим горжусь. „Аз ох ун вей! Смотрите таки, потс КПСС! И он еще этим гордится!“ Коммунист уходит. „Нет, ребята, миллион нужен. Чтоб мы так жили. О, этот Куйбышев! Мама дорогая! На нас же и флора, и фауна смеются. Я, старый Мендель, хоть сто подписей поставлю. “ Сто нельзя, а одну вы уже ставили». «Но ребята! Боже мой! Я же хочу умереть в Самаре!»
«Самара, говоришь! Ай, сынок! А когда будет- то? Чай, уж не доживу. А вы давайте быстрей! Скажите там, мол, дед Вася Самару хочет. Чего уж ждать-то? Раз-два, да и Самара!»
«А за бабушку можно расписаться? А то у меня бабушка уже не выходит. Но она очень хочет, чтобы была Самара. Она как узнала про подписи, говорит:» Иди, иди, милый, распишись за меня, я ведь в Самаре родилась, на Панской.
Зачем мне Самара? Мне хоть Жмеринкой назови. Один черт. Что вы здесь дурью маетесь! Менять задумали. Чем вас Куйбышев не устраивает?" «Да ведь Куйбышев был бандит!» «Ну и что ж! И черт с ним. По мне хоть Берией обзови, лишь бы колбаса была».
«Слюшай, дарагой! Дай запишю! Моя живет Андижан, хочу чтоб твоя Самара жил! Самара лючче!»
Тех, кто считал, что Самара — лучше, наших единомышленников, оказалось очень много. И Самара вновь вернулась в Россию. Теперь наш город живет со своим родным и таким прекрасным именем. Но борьба еще не окончена. патриоты требуют возвращения улицам их исторических названий.
Белому Дракону
Да чего уж скромничать — перепечатайте всю книжку с комментариями. А лучше полное собрание сочинений с критическими опусами к нему.
Почему же с критическими. Вам бы все загадить.Обычно человек злорадствует от собственной бездарности. Тогда для него все едино: что малина, что мусор.
Пожалуйста читайте:
1. Купец на Волге
Горизонты гражданского общества. Книга (Валерия…
www.proza.ru
Сервер предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной…
2. Люди и мундирыhttp://www.proza.ru/2013/08/03/1123
Люди и мундиры из истории самарского края…
proza.ru
Сервер предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной…
3. По разные стороны решетки www.proza.ru/2013/08/03/1152
По разные стороны решетки. Книга (Валерия…
www.proza.ru
Сервер предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной…
4. Горизонты гражданского общества www.proza.ru/2013/08/03/1162
Горизонты гражданского общества. Книга (Валерия…
www.proza.ru
Сервер предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной…
5. Теплые руки самарских улиц www.proza.ru/2013/08/03/1170
Теплые руки самарских улиц. Книга (Валерия…
www.proza.ru
Сервер предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной…
6. Самара из глубины веков www.proza.ru/2014/01/09/877
Самара из глубины веков. книга по истории…
www.proza.ru
Сервер предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной…
Последнюю книгу Барышев в пдф разместил на своем портале Самара сегодня. Она была подготовлена в феврале 2014г.
Миша ушел от нас, но песни его остались.
Андрей Демидов написал песни о Самаре на стихи Авдеева. Их можно послушатьhttp://ololo.fm/search Михаил Авдеев Андрей Демидов
18.08.15
Скоромыкин
Андрей Демидов Михаил Авдеев02:30
На Бывшей Панской В Самаре
Андрей Демидов Михаил Авдеев03:39
Этот Звук Моих Дворов
Андрей Демидов Михаил Авдеев 1997Г02:07
Дожди Осенние
Андрей Демидов Михаил Авдеев02:03
Пепел Зимы
Андрей Демидов Михаил Авдеев 1997Г02:26
Филармония
Андрей Демидов Михаил Авдеев03:25
Полковник Чечек
Андрей Демидов Михаил Авдеев03:34
Воля Куйбышев
Андрей Демидов Михаил Авдеев02:56
Да, у вас БД — старческий словесный понос. Неужели вы думаете, что это все кто-то читает?
Не поверишь. ЧИТАЮТ! Белый дракон- снимаю шляпу!
Без Демидовых самарская краеведческая палитра была бы бледна. Особо радует Валерия: за последние годы мощный творческий прорыв. Воистину, если талант есть, то его не спрячешь.