В среду, 24 декабря, Николай Меркушкин принял участие в состоявшемся в Георгиевском зале Кремля совместном заседании Госсовета и совета при президенте России по культуре и искусству. На нём Владимир Путин сообщил, что утвердил своим указом «Основы государственной культурной политики». Однако немногие жители Самары, как, впрочем, и страны заметили, что 2014 год был объявлен в России Годом культуры.

 

Заканчивается Год культуры для областной столицы ещё более печально, чем год экономический. Уничтожение исторического облика старой Самары приняло серийный и конвейерный характер. Выведение множества строений из реестров культурного наследия и вновь выявленных памятников культуры привело к уничтожению дворянских и купеческих усадеб на одной из первых улиц города Преображенской (ныне улица Водников), непоправимо искалечен уникальный доходный дом Субботиной-Мартинсон работы Михаила Квятковского, разрушен особняк Фирса Наймушина, а в Ленинском районе сразу сорок восемь домов 19 века признаны аварийными и фактически могут исчезнуть. Под угрозой усадьба замечательного архитектора Александра Зеленко. Абсолютно игнорирует стилистическую ткань старого города и СОФЖИ, который собирается застроить район вокруг исторической синагоги 16-этажными «шкапами». Непредсказуемые или, наоборот, слишком и безысходно предсказуемые последствия готовит Самаре Серебряного века пресловутый и скандальный комплексный проект «Ленгипрогора». Масштаб предстоящей мутации исторического города таков, что некоторые архитекторы и искусствоведы всерьёз уповают на финансовый кризис, который остановит глобальные замыслы эффективных и малообразованных реконструкторов.

Николай Меркушкин на совместном заседании Госсовета и совета по культуре при президенте страны не выступал, но по его окончании поделился с журналистами итогами губернского Года культуры. Об угрозе полной мутации исторических обликов Самары и Сызрани Меркушкин не упомянул, зато отметил открытие пожарной каланчи и «современного интерактивного музея пожарного дела, где можно узнать об истории Самары». Губернатор отметил, что в 2016 году начнётся реконструкция Фабрики-кухни, а уже в 2015 году будет осуществлена полная реконструкция цирка и начнутся ремонты домов культуры в Самаре и сельских районах. И, конечно же, особенно ударно изменить облик исторической части областной столицы Меркушкин рассчитывает в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу.

На самом заседании состоялось несколько вполне дежурных бюрократических выступлений об объеденении, сплочении, многообразии, уникальности, самобытности, возрождении, финансировании, подрастающем поколении, искусстве, нравственности, языке, патриотизме и духовных скрепах: кроме Владимира Путина выступили Владимир Мединский, Валерий Гергиев, Андрей Воробьёв, Екатерина Мечетина, Сергей Нарышкин, Валентина Матвиенко, Геннадий Зюганов, Сергей Миронов и Владимир Жириновский. Горячечный спич председателя ЛДПР стал самым ярким и зажигательным на фоне скучных трюизмов предыдущих ораторов. По мнению независимых экспертов, именно речь Жириновского отражает действительный уровень культуры нынешней российской элиты.

«Засекин» не удержался, чтобы не опубликовать наиболее сочный, метафизический, местами поднимающийся до высот подлинной психологии искусства, патриотической герменевтики, экзистенциального бесстрашия и феноменального литературоведения фрагмент выступления Владимира Вольфовича Жириновского.

В.В. Жириновский:

…Или вот литература. «Горе от ума» давайте осовременим. Там у нас Чацкий. Нет у нас сегодня Чацкого. Есть Софья и есть Молчалин. Кто такой Молчалин? Чиновник. Почему Софья выбирает между умным Чацким и дураком Молчалиным? Потому что у него постоянная зарплата, он чиновник, он коррупционер. Покажите это, чтобы было понятно, что и сегодня у нас есть кому-то горе от ума.

Или Тургенев, Геннадий Андреевич вспомнил, но трактовка «Му-Му» до сих пор устаревшая. Я спрашиваю молодёжь, школьников: «Кто главный персонаж в «Му-Му» Тургенева?» Говорят: «Собачка». Как может быть собачка, щенок главным героем? С кого брать пример?

Или Герасим – глухонемой дворник. В чём героизм? Барыня – главная героиня, о ней писал Тургенев. Это его мать, это её дом здесь, на Пречистенке. Он любил свою мать. А миллионы школьников думают, что герой – это собачка или этот глухонемой дворник.

Осовременить нужно, показать эту даму. Кто эта дама может быть? Васильева, которая по Министерству обороны проходит, а глухой Герасим – какого-то мигранта взять из Средней Азии, Му-Му найти. И этот современный спектакль вызовет какой-то интерес, потому что сегодня нет ни одного современного автора.

Почему Достоевский стал великим писателем? 10 лет каторги. Какой вывод я делаю? Надо сажать. Если будут сидеть три, четыре, пять лет, появится Достоевский, появится у нас Чайковский. Маяковского требует страна. У нас Вишневский – какие-то шутки, прибаутки, двустишия. Молодёжь требует. Где он? Николая Рубцова нет, Есенина нет, ни одного нет поэта.

Поэтому историю искусств и культур вырабатывают или тюрьма, или сексуальные меньшинства. Мы и то, и то не используем сегодня, поэтому нет ни одного великого деятеля культуры. Натурал зажравшийся сидит в Москве в шикарной квартире и творить не будет, для творчества нужен толчок. Урод будет творить, вот урод будет творить. Или в тюрьме стал уродом, или по своим каким-то психологическим моментам.

А народ требует, чтобы звучало имя, чтобы слово жгло. Какое слово сегодня жжёт? Всё это у нас похоронные дела, всё это мёртвые писатели, композиторы, поэты, а нужны современные. И всё открывать бы им памятники, памятники. И вся страна – кладбище. А для населения, для вдохновения молодёжь хочет живых, новых, с кого брать пример. Поэтому тяжело изучать литературу XIX века, XVIII века. Нужны современные спектакли.

Мой укор в адрес наших гуманитарных министерств. Хорошо работают Мединский, Ливанов, но им не хватает такого подхода, чтобы хотелось взять учебник русской литературы.

 

Подготовил Глеб Райт