Александр Хинштейн пообещал, что местное сообщество не останется в стороне, когда будет решаться вопрос об эффективности вузов Самарской области. Систему мониторинга вузов проанализировали 27 марта в Международном институте рынка на заседании «круглого стола» на тему «Обсуждение концепции мониторинга эффективности вузов - проблемные вопросы и перспективы развития системы», инициатором и одним из основных спикеров которого и был Хинштейн. Заседающие два с половиной часа обсуждали критерии эффективности вузов, работу современной системы образования и свой жизненный опыт. Однако так и не пришли к какому-то содержательному резолютивному решению. В итоге каждому вузу губернии было предложено к следующей среде составить пакет собственных предложений по инструментам мониторинга и оценки.
Мониторинг высших образовательных учреждений должен, по задумке Рособрнадзора, сократить количество вузов и их филиалов в России, выявив неэффективные образовательные учреждения. Однако Совет ректоров Самарской области заявляет, что для этого не нужно проводить сложных исследований и вычислений, изнутри системы они и сами прекрасно видят, как работает то или иное образовательное учреждение. Большинство ректоров и экспертов считают, что система оценки должна быть существенно скорректирована с учётом мнения научного сообщества, мнения студентов и работодателей о качестве подготовки специалистов.
Депутат Государственной думы, единоросс Александр Хинштейн настаивал на трудоустройстве выпускников, как наиболее качественном показателе мониторинга. За время «круглого стола» он неоднократно повторил, что система высшего образования должна не социализировать или воспитывать студентов, а готовить профессиональные, квалифицированные кадры, которые будут востребованы на рынке труда. Однако этот показатель должен основываться не только на сухих статистических данных Роструда, но и на мнении общественно-профессиональных союзов, что особенно актуально для технических специальностей.
«Что касается гуманитарных, педагогических вузов, с этим сложнее. Понятно, кто может оценить «политех», а кто из профессионального сообщества может оценивать плановый институт, мне непонятно. Тем не менее, эту работу нужно начинать вести, и в идеале оценку востребованности кадров должно давать именно профессиональное сообщество, – отметил депутат.- Потому что когда работодатель ищет юриста, ему нужен именно юрист, а не обладатель диплома о юридическом образовании. И работодатели знают, что юрист с дипломом из госуниверситета будет котироваться, а юрист из какого-нибудь филиала – нет».
Хинштейн предложил по каждому из образовательных направлений закрепить общественно-профессиональную организацию, которая проводила бы свой мониторинг и давала бы свою оценку работы вузов. «Такого рода общественные советы могли бы ещё заниматься формированием госзаказов. Потому что они точно знают, какие профессии нужны, а какие – нет», - рассудил депутат.
Генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ»-Волга» Андрей Фёдоров оказался не согласен с «генеральной линией». Он считает, что вузы должны готовить образованных людей, которые умеют системно мыслить. При этом выпускник не обязательно должен пойти работать по своему образовательному профилю. Выпускник авиационного института рассказал, что техническое образование дало ему то самое «системное мышление», помогающее работать на медийном рынке.
Ректор Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева Евгений Шахматов считает, что Совет ректоров Самарской области безо всякой сторонней оценки можем сказать, какие из самарских вузов и филиалов нужно закрыть. Он также высказался за учёт мнения работодателей, профессиональных сообществ, которые знают бренды вузов и понимают, чьих выпускников можно брать на работу.
«Нужно сочетать оценку Минобрнауки и оценку, которую здесь мы сами можем дать, в дополнение к формальным показателям. На окончательный вердикт должно повлиять мнение сообщества, которое признаёт или не признаёт вуз. Потому, что основываясь только на формальной оценке, чиновник, который сам не работал в этой системе, может сделать выводы, что вуз показывает признаки неэффективности. А он показывает признаки столетней нормальной работы, вообще-то. Мы не должны быть исключены из этого процесса», - поделился своими переживаниями г-н Шахматов.
«Я вам обещаю, что вы не будете исключены из этой работы, и ни один самарский вуз не будет эскортирован без нашего разрешения», - высказался любитель громких заявлений г-н Хинштейн.
Президент и профессор ПГСГА Игорь Вершинин отметил, что оценки эффективности вузов расходятся с некоторыми тенденциями в высшем образовании. Так, сегодня в России идёт сокращение диссертационных советов, их укрупнение на базе нескольких вузов. Соответственно, усложняется процесс получения научной степени, но при этом ужесточаются требования по количеству остепенённых преподавателей в вузах.
«Конечно, чем больше высококвалифицированных преподавателей, тем выше качество учебного процесса. Но такое массовое сокращение количества диссертационных советов вступает в противоречие с этими требованиями к вузам, - признался г-н Вершинин. - Есть множество вопросов к качеству работы диссертационных советов. Но это вовсе не означает, что их все нужно закрыть. Диссертационный совет должен быть приближен к той специальности, которая является доминантой вуза. Один совет разрушить, другой создать - это тоже непросто».
Ректор Самарской гуманитарной академии Наталья Воронина подняла тему целей мониторинга эффективности. Если целью мониторинга становится сокращение вузов, он выступает в роли стандарта, которому вузы должны соответствовать. Однако сейчас он имеет тенденцию стать своеобразным ведомственным рейтингом, показателем престижа. Ректор СаГА не одобряет эту тенденцию и считает, что общественно-профессиональная аккредитация, вопрос престижности вузов не должны быть привязаны к мониторингу. Говоря о критериях оценки вузов с точки зрения вступительных оценок по ЕГЭ, она предложила специализировать этот показатель по регионам, так как в разных субъектах разный уровень ЕГЭ.
Среди прочего на «круглом столе» было предложено по-разному относиться к мониторингу новых вузов, открытых десять лет назад, и вузов со столетней историей, имеющих сложившиеся образовательные традиции. Ректоры хорошо помнят, как старейший педагогический вуз ПГСГА был признан неэффективным, и их участие в мониторинге должно предупреждать такие приговоры со стороны федеральных ведомств. Должно учитываться и мнение общества, отслеживаться негативные и позитивные публикации в СМИ, посвящённые вузам.
Елена Вавина
Комментарии (0)
Оставить комментарий