Информационное агентство «Засекин» продолжает свой документально-антропологический проект. Читатели портала смогут самостоятельно оценить степень свободы и профессионализма самарской бумажной прессы второго срока Владимира Путина, её иллюзии и критический настрой. Без всяких комментариев. А в качестве «исторического среза» мы каждую неделю предлагаем вам выдержки из материалов  самарской областной молодежной общественно-политической газеты «Волжский комсомолец», вполне официального, старейшего издания города, выходящего в свет с февраля 1920 года. Ныне это  издание не существует.

 

1. К власти  - спиной, к людям – передом

Находят ли понимание акции неугомонной молодежи у благочестивых граждан?

 

«Антивоенные акции проходили в этот день в 32-х городах мира <… >. В Самаре аналогичное мероприятие прошло тихо и незаметно. Под вечер, в 17 часов, около 15 человек, младшему из которых было 16, а старшему 30, собрались у мемориала жертв локальных конфликтов, что на пересечении улиц Мичурина и Осипенко. <… > Рядом  с последними фамилиями погибших солдат, по возрасту таких же, как пришедшие сюда, прикреплен кусок ткани с надписью: «Чечня. Здесь уже нет места для погибших». Никаких эксцессов не было, разве что какой-то бородатый парень спросил у одного из участников акции, не стыдно им тут к плите какую-то тряпку прикреплять. На что активист ответил вопросом: « А не стыдно ли вам бездействовать, чтобы сюда новые фамилии вписывали?» <… > Зачем все это надо? Что это способно изменить? Кто-то еще считает, что подобными акциями можно достучаться до власти? Нет, так уже никто не считает. Эта акция была обращена не к власти, а к гражданам. Но граждан, мягко  говоря, не волнует эта проблема. Их волновало в День защитника Отечества, как отметить праздник».

Илья Хохряков.  «Волжский комсомолец сегодня». 27 февраля 2004 года. №10.

 

2. Великое стояние на реке Волге

В понедельник в областном центре прошла самая тихая публичная акция из ранее видимых нами

 

«От этой истории вам захочется спать, ибо история эта о том, как 17 молчунов из ЛДПР пикетировали самарский «белый дом» и губернскую думу.  Они требовали отставки губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа и роспуска избирательной комиссии того же округа, а также отмены выборов в Государственную думу Ямало-Ненецкого автономного округа. <…>

Безнадежно скучно и в конечном итоге бездейственно. Даже у стоящих поодаль правоохранителей были сонные лица. <… > Так и уснули бы, если б не двое веселых дядечек, проходящих мимо. Впервые за час хоть кто-то обратил внимание на стоящих. Прочитав лозунги, один из дядечек, видимо, без комплексов, воскликнул нецензурно и радостно: «У нас здесь проблем до такой-то матери, на кой нам еще Ямало-Ненецкий округ».

Лилия Каверина. «Волжский комсомолец сегодня». 8 апреля 2005 года.

 

3. В рядах социал-демократов появились девушки в красных одеждах

Несмотря на это, эмоции демократов не захлестнули

«О молодежи у социал-демократов вообще много говорили. Константин Титов высказался в поддержку Геннадия Звягина: молодежь – наше будущее. Поддержка прозвучала и в разговоре об образовании. « Я понимаю и поддерживаю реформу образования, - сказал Константин Алексеевич, - но меня, как социал-демократа, не устраивает сокращение студентов. Я открыто об этом заявляю. Примером для всех может стать Япония, в которой принят закон о всеобщем высшем образовании».

Наталья Ожиганова. «Волжский комсомолец сегодня». 8 апреля 2005 года.

 

4. Шаг вперед, два назад

Социальные экологи против анархо-экологистов

 

 «ВК сегодня»: О деятельности ваших организаций можно судить по большому числу всевозможных публичных акций. С точки зрения закона, это вообще хулиганство, да и с точки зрения результата эти акции на наш взгляд, приносят мало пользы. А как относитесь к выступлениям вы?

Ганган: Если вы имеете в виду «терроризм» с применением продуктов, наши акции приносят пользу. Ведь некоторые политики ведут себя нечестно, и мы на это обращаем внимание. В вот закон трактует наши выступления, естественно, неправильно.

Драгунова:  Свои акции – от хэппинингов до акций протеста и конференций – мы выстраиваем в зависимости от той цели, которую ставим, - требуем ли мы закрытия химического завода или просто хотим обсудить проблему. Все продумано, так что с законом у нас не может быть проблем. Хотя законодательно насчет деятельности общественных организаций много недоговоренностей. Например, заявление по поводу какой-то акции должно носить уведомительный характер, т.е. общественность должна просто говорить властям: «Завтра мы идем на такую-то демонстрацию во столько-то». Но в реальной жизни все происходит совсем не так, и общественности обычно пытаются закрыть рот. Я не думаю, что с этой точки зрения то, что делают общественные организации, можно рассматривать как хулиганские действия, скорее наоборот: это силовики пытаются наши действия представить таковыми. А вот с мирными, на первый взгляд, акциями бывают вещи пострашнее: например, когда на конференцию приходит  «подкупленный» ученый и высказывает заведомо ложное мнение о состоянии экологии».

Михаил Ганган. 18 лет. Член партсовета самарского отделения НБП. [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)] В партии с 2001 года. Неполное среднее образование. Безработный. Занимается фотографией. Знаменит тем, что метнул в Зюганова помидоры.

Элина Драгунова. 27 лет. Активист анархо-экологического движения «Хранители радуги». Окончила филологический факультет педуниверситета. Последнее место работы – няня.

Ведущие проекта: Екатерина Верченова, зам редактора «ВКс», Илья Саморуков, аспирант СамГУ.

«Волжский комсололец сегодня». 30 января 2004 года.

 

5. «Красная буря» в стакане воды. Старой дорогой идёте, товарищи!

С размахом 7 Ноября – ранее день Великой Октябрьской социалистической революции, а с недавних пор именуемый Днем согласия и примирения – в Самаре отмечали только ярые коммунисты и их молодые последователи. Играл оркестр, а вслед за ним шли возбужденные люди и громко несли просроченную политическую чушь.

В колонне демонстрантов были и комсомольцы, и члены НБП. Нам показалось странным отсутствие 1-го секретаря Союза коммунистической молодежи Валерия Крючкова, который недавно на политклубе в СГАУ, «пользуясь случаем», призывал к участию в демонстрации, а сам так и не появился. Неподалеку мирно стояла милиция, которая на машинах сопровождала товарищей до конечного пункта назначения, не забывая, между прочим, поздравлять демонстрантов с праздником, охотно брать «красные» листовки и газеты. Праздник же. Атмосфера и впрямь была праздничной. Люди в колонне друг другу улыбались, говорили, что верны своим идеям, их дети держали в руках красные шарики.< …> Самыми безобидными были фразы вроде «Иномарку в каждый дом», «Ленин, партия, социализм» и возглас «Ура!». Все остальное на газетную полосу выносить нельзя, ибо оно имело криминальный оттенок. Дремавшие доселе жители города просыпались, выглядывали из окон, кое-кто давно поджидал колонну на балконах с биноклем. Отдельные «зрители» тоже присоединялись к лозунгам, в знак солидарности махали руками. Некоторые ностальгическим взглядом долго всматривались в толпу, наверное, вспоминали старые добрые времена. Не повезло девочке, которая случайно попала в кадр камеры одного местного ТВ, девочке пришлось долго еще хлопать в ладоши – так загляделся на нее оператор».

Лидия Каверина, Дина Андреева. «Волжский комсомолец сегодня» 12 ноября 2004 года.

 

6. Ненормативная лексика приветствуется

« Я знаю, ты прочла всего две книжки:

«Ночной дозор» и «Властелин колец».

Я знаю, для тебя и это слишком,

Прочтешь ещё и всё – мозгам конец».

 

«Но сейчас – о «Сквозняке», задувающем головы начинающих поэтов два раза в месяц по четвергам. Чего там много? Много ненормативной лексики, в простонародье – мата. Много эмоциональных выплесков в рифмованном виде, которые не всегда можно назвать стихами. Много аплодисментов друг другу и взрывов хохота по поводу. И все это вперемешку с поэзией, иногда пробивающейся сквозь мрак «сквознячного» мира.  Вот уж действительно нет новых тем, а есть новые решения старых.<… >В афишах «скознячного» поэтического вечера написано: «Ненормативная лексика приветствуется». Сергей Рыбаков, один из организаторов литературного вечера, относится к этому спокойно: лишь бы мат был оправдан  и литературен. А может, мат в стихах лишь потому, что это «приветствуется» и «смешит» и все такое прочее? И литература ни при чем…»

Любовь Глотова. Волжский комсомолец сегодня. 8 апреля 2005 года.

 

Подготовила Ирина Саморукова