Первый мэр постсоветской Самары Олег Сысуев возвращается в родной город. Но только для того, чтобы именно здесь, на исторической и политической своей родине, отметить в кругу друзей, а по совместительству крупных, как Борис Немцов, «игроков» отечественного либерально-реформаторского процесса, собственный юбилей. Печальноглазому самарскому «Пьеро», «скрипачу» и «лешему», как именовали Олега Николаевича земляки, обладателю лучших ног и волос 23 марта исполнится 60 лет. Воистину, от мэра до пенсионера…

Обманчивый эффект присутствия вкупе с незнанием полного контекста создают мифы, иллюзии, аберрации, миражи, химеры и прочие ностальгические благоглупости. Пусть будет так. Но ведь признайтесь, немедленно и чистосердечно признайтесь, что и на вашем циничном и жестоком лице при слове «Сысуев» появляется блаженная, трогательная, сентиментальная и даже идиотическая улыбка. Да, были люди в наше время! Не то, что потом – сплошь одни уроды, балбесы, холуи, рвачи, городничие, самодуры, лиманские и прочие очкарики…

В Сысуеве всё должно быть прекрасно

Нет-нет, господа, у нашего Олега Николаевича (единственного самарского мэра, за которого я голосовал, а он при этом ещё и побеждал на выборах) невероятное число всяческих и самых разнообразных достоинств. У него очень красивые, большие и печальные глаза – серо-перламутрово-карие. Из-за них его собственно и прозвали Пьеро. У него были чудесные курчавые волосы. Когда как-то в молодости они достигли невероятных размеров, ему дали кличку «Леший». Он не хуже Эйнштейна пиликает на скрипке (даром, что учился в музыкальной школе), от чего и получил любовное прозвище «Скрипач». А ещё Олег Николаевич прекрасно тренькает на шестиструнной гитаре и нежным голоском лихо и душещипательно поёт грушинско-туристические песни про «милую мою, солнышко лесное». А как он играет в футбол и в большой теннис! Благодаря чему, кстати, и получил специальный приз «За самые красивые ноги» от организаторов турнира с участием политической и бизнес-элиты.

И в его мэрской пресс-службе, представьте себе, работал только один человек. И этим человеком была Елена Ершова. Вы представили? Мне кажется, что вы этого не можете себе представить…

У меня есть личный и очень милый опыт общения с главой Самары образца 1992-1997 годов. В 95-ом году двадцатого века я пришёл в «жёлтый дом» на улице Куйбышева, чтобы попросить Сысуева оказать поддержку международному фестивалю современной поэзии. Перед дверью мэрского кабинета сидела моложавая дама, вежливо спросившая меня: «А как вас представить?». «Широко известным в узких кругах писателем», - иронично ответствовал я. При мне же по громкоговорящей связи дама меня и представила. В ответ я услышал голос Сысуева: «Если у широко известного писателя найдётся хотя бы десять минут, то я с ним с удовольствием побеседую». Десять минут у меня нашлось. Мэрия помогла транспортом и гостиницей.

Второй раз мы встретились в 1997 году недели за три до карьерного взлёта Сысуева в федеральное правительство. Я спросил Олега Николаевича, читал ли он вестник современного искусства «Цирк Олимп», в котором печатается и его друг Василий Аксёнов. После того, как он согласно кивнул, я предложил ему помочь изданию материально. Сысуев сказал, что лучше он найдёт какого-нибудь солидного частного спонсора. Я не возражал. Тогда он дал мне список из восьми банкиров и бизнесменов. Третьим в списке значился некий господин по фамилии Пастернак. «Пастернаку сам бог велел», - как стих выдохнул я. Увы, вскоре Олег Николаевич умчался вице-премьерствовать в Москву, а единственно известным мне Пастернаком так и остался Борис Леонидович.

Персонаж Виктора Пелевина

Да, при Сысуеве в Самаре стали проводиться Аксёновские чтения, прошёл замечательный международный конкурс ландшафтной скульптуры, появились турецкие «мерседесы», чёрно-белый вонючий Куйбышев стал цветной пахучей Самарой. Ещё чуть-чуть и представительский фильм о нашем городе мог бы снять чуть ли не Алексей Балабанов. И не возникало за такого мэра чувства стыда. Ни у интеллигенции, ни у пролетариата. Даже коммунисты на выборах поддерживали его. И только самовлюблённый Константин Алексеевич Титов, как стареющая красавица, люто ревновал самарцев к Пьеро-скрипачу. Хотя войны и ненависти, как позже между Титовым и косноязычным Лиманским, как между рыбьеглазым Артяковым и сермяжным Тарховым, меж Константином и Олегом никогда не было. Надо признать, что не было.

Однако считать Сысуева настоящим либералом, принципиальным демократом, да и просто умным, образованным и просвещённым человеком слишком наивно и даже в корне неверно. Он точно весьма и весьма не глуп. Как там у Владимира Друка, я не глуп, не глуп, не глуп, просто вкручен от рожденья в мою голову шуруп. Шурупов в симпатичной голове Сысуева тоже хватало…

Во-первых, начнём с того, что Олег Сысуев был типичным партийно-комсомольским работником. И пошёл по этой стезе сразу после окончания Авиационного института. В мэры Самары он попал 11 января 1992 года действительно исключительно за красивые глаза, но с вполне красноречивой должности - первого секретаря Красноглинского райкома КПСС. Ельцин заметил его на 28 съезде компартии в 1990 году, когда рабочие выдвинули Сысуева не куда-нибудь, а в генсеки против Горбачёва. Скрипач, естественно, свою кандидатуру снял.

Так что поколенчески, эстетически и этически персонаж Сысуев родом из прозы Виктора Пелевина. Откуда и главная аллегория этого битловско-гребенщиковско-номенклатурно-комсомольского племени суверенных дзен-буддистов Владислав Сурков. И группа товарищей, облепившая в начале 90-х первого демократического мэра Самары, кочевала потом из объединения «Город» и партии «Демократический выбор России» в «Наш дом Россию», «Отечество», «Единство», благополучно осев ныне в «Единой России». Впрочем, за исключением некоторых недоживших. Иных уж нет, а те далече...

Сам Олег Сысуев, будучи первым вице-премьером по социальным вопросам и министром труда в правительстве Черномырдина, а затем Кириенко, с которым и встретил дефолт 1998 года, явно тяготел к реформаторам Анатолию Чубайсу и Борису Немцову. Пока неизвестно приедет ли на юбилей друга вечно рыжий российский политик, а вот Борис Ефимович прилетит точно. Своими ушами слышал.

Но будучи номинальным либералом и другом демократов а-ля Союз правых сил ничего особенно либерального и демократического Олег Николаевич не делал и не говорил. Вообще жестких, смелых и внятных заявлений за свою не слишком долгую политическую карьеру Сысуев так и не произнёс. Вспоминается лишь один выразительный поступок самарского «скрипача» - его уход в отставку с поста заместителя руководителя администрации президента Бориса Ельцина. Накануне на пресс-конференции он сообщил, а его в свою очередь в этом заверил Александр Волошин, что тогдашний премьер-министр Примаков продолжит возглавлять правительство. А утром Олег Николаевич услышал по радио Указ Ельцина про то, что Евгений Максимович больше не премьер. Оскорблённый Сысуев тут же ретировался с высочайшего поста.

А вскоре наш милый борец за социальную справедливость, либеральные ценности и личную принципиальность стал ну очень солидным банкиром. В 1999 году его призвал к себе в качестве первого заместителя председателя Совета директоров Альфа-банка по региональным вопросам и до сей поры не отпускает Михаил Фридман. Казалось бы, что объединяет бескорыстного демократического чиновника и крупнейшего российского олигарха? Как что – «комсомольская юность моя»! Фридман и комсомолил, и фарцевал в конце 80-х. А ещё в детстве во Львове тоже учился в музыкальной школе. Одним словом, родственные души.

Тебя, как первую любовь...

Я далёк от мысли, что именно вот такие красавчики, обаятельные во всех отношениях везунчики, как Олег Сысуев, сначала дискредитировали демократические ценности, а потом и вовсе сдали их на хранение суверенным чекистам из кооператива «Озеро». Нет, не только такие, но и они тоже.

И всё равно странно, что он, если верить его интервью, уважает и Титова, и побеждаемого им на выборах Лиманского (против которого он потом поддерживал Афанасьева и Тархова), и Меркушкина Николая Ивановича. С нынешним губернатором Сысуев встречался в качестве главы города и даже сейчас нет-нет да и встретится. И говорит, искренне глядя в глаза собеседника своими печальными глазами, что экс-президент Мордовии Меркушкин вовсе не "красный генерал", а демократ. Ну-ну...

Впрочем, уже будучи вице-президентом Альфа-банка, несмотря на разгул альфа-самца, Олег Николаевич Сысуев вступил в «Комитет 2008» под председательством Гарри Каспарова. [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] Но как-то тихо, как-то приятно во всех отношениях вступил. За голосами Каспарова, Немцова, Шендеровича, Муратова, Пархоменко, Буковского, Иртеньева выразительный певучий баритон нашего героя особенно не прослушивался. Но друзья по комитету о нём слова плохого не сказали, а некоторые из них уже летят на сысуевский юбилей в Самару. И значит – наш вещий Олег никого из них не предал и не подставил. И в футбол он играет действительно хорошо. И вообще чист и опрятен. Нет, перефразируя Пригова, может Титов Олега Николаевича и поопрятнее, но всё-таки Сысуев поприятнее. И если бы ему разрешили, с лёгкостью бы выиграл мэрские выборы в Самаре и три года назад, и семь. Да и губернаторские тоже бы выиграл. Если бы разрешили. В памяти самарцев Олег Николаевич навсегда останется самым первым и самым лучшим мэром. Его, как первую любовь, Самары сердце не забудет.

Добро пожаловать, Олег Николаевич, в родные пенаты. С днём рождения, наш славный и обаятельный мэр-пенсионер!

Сергей Лейбград