Про то, что российские чиновники превращают каждый год сбор урожая в «битву» за него, много раз шучено, и это уже, в общем-то, стало несмешным штампом. Но у нас, в Самаре, в последние годы появился еще один вид «войны по расписанию» – сражения со снегом. Каждый год на город совершенно неожиданно обрушивается зима, и первый же серьезный снегопад превращается в героическую эпопею – коммунальщики бьются, жители ругаются. В этом году есть и интересное новшество: в сражение вмешались силы правопорядка – как любят писать в официальных документах, «в лице» прокуратуры. На чьей стороне? Конечно же, на стороне снега…

Война по расписанию

Собственно говоря, жанр батальных картин в нашей стране, благодаря фильмам о ВОВ, сложился давно и в самых мелких деталях. Согласно одному из вариантов развития сюжета, «разведка доложила точно». Метеорологи со второй половины ноября пугали приближающимися холодами и снегопадами. Существенно повредило этим прогнозам, конечно, то, что холода пришли только в декабре, и то без снегопадов. Но чиновники мэрии «тренд поймали», и первые же предостережения метеорологов встретили бодрыми рапортами в СМИ о том, что «кони запряжены» – детальным перечислением заготовленных впрок единиц спецтехники и тонн песка и реагента.

Но про первую часть фразы («хлопцы лежат пьяные») коммунальщики явно забыли. Как и предостережение Дракона из пьесы Шварца про то, что «настоящая война всегда начинается вдруг». А возможно, что «рыцарей бульдозера и пескоразбрызгивателя» обмануло то, что даже сами метеорологи в какой-то момент отчаялись и поспешили опрометчиво (как оказалось) заявить, что Новый год Самара встретит без снега.

В общем, случилось как случилось (оно же «как всегда») – утро 27 декабря самарские автолюбители встретили в пробках, постя в блоги и микро-блоги (а что еще делать в пробках?) унылый реестр мест, где они застряли: БКК, Аврора, Управленческий… Лично я (но мне было легче – я потомственный пешеход) наблюдал нечто похожее по Советской Армии – в обоих направлениях. Отметился за этим почтенным занятием и депутат Госдумы Михаил Дегтярев, чьи слова даже процитировал один из городских интернет-порталов: «Самара парализована. С 12 за рулем, увидел одну машину с солью, и та – областная, на Ново-Садовой... и одного дворника, в нашем ТСЖ».

Командиры впереди

Все эти наблюдения странным образом контрастировали с заполнившими с утра Интернет сообщениями о том, что «в ночь с 26 на 27 декабря на уборку дорог и тротуаров вышли 158 единиц спецтехники МП «Благоустройство» и МП «Спецремстройзеленхоз». Из них 59 дорожно-комбинированных машин, 24 трактора, 13 автогрейдеров, 19 погрузчиков, 8 самосвалов». Прямо-таки, вновь вспоминая батальный жанр, «танки идут ромбом». Правда, день, как и автомобилисты, застал на улицах всего 20 пескоразбрызгивателей, о чем сообщил общественности (кстати, на том же самом портале, который цитировал Дегтярева) руководитель МП «Благоустройство» Владимир Василенко.

Впрочем, может днем их столько-то и не нужно – только пробки удлинять будут. Куда интереснее другое. Из слов Василенко (там же): «В настоящее время приходиться работать в ручном режиме – объезд начальниками районов закрепленной территории (и они по ходу своего движения уже ведут корректировку пескоразбрасывателей и обработку реагентами)». Вот так. По старой традиции российской императорской (а также советской рабоче-крестьянской) армии офицеры поднимают солдат в атаку лично. С матерком и маханием руками под крики: «Ну кто же ее так кладет!»

Более того – в темноте метельной ночи под хлесткие удары ветра (практически под пули) вышел, выхватив табельный «маузер», сам комбриг (или генерал – кто про какую войну фильмы любит). «Дмитрий Азаров проехал по городу, проверил работу дорожных служб, пообщался с руководителями и работниками муниципальных предприятий». Оно и правильно – где должен быть командир во время боя? С детства знаем – впереди, на лихом коне. Правда, новая, 12-серийная версия фильма о Чапаеве трактует этот эпизод немного иначе – злой Василь-Иваныч, сбрасывая со стола картошку, кричит на Петьку: «Я сколько разов говорил – на карты ничего не класть!»

Итак, подвиг был – внезапно напавший на расслабившихся бойцов враг получил-таки достойный отпор, пусть и благодаря личному вмешательству начальников, корректировавших работу пескоразбрызгивателей. Однако на момент написания этой статьи особых примет того, что битва со стихией окончательно выиграна, не наблюдалось. Как говорится, подвиг оставался неизвестным. Хотя солидарность чиновников сбоев не дала: «Жалоб от ГИБДД не поступало»...

Выстрел в спину

Но не все правоохранители обошлись без жалоб. В последние годы в фильмах о войне появился еще один обязательный персонаж, уже практически маска – злобный «особист», караулящий героев в тылу и наносящий внезапные и разящие удары в спину и поддых. Именно так со сражающимися в снегу (и со снегом же) коммунальщиками Самары поступила прокуратура.

«Прокуратура Самары провела проверку соблюдения администрацией города законодательства в сфере благоустройства территории, в частности – автомобильных дорог местного значения.Как установлено в ходе проверки, МП «Благоустройство», ответственное за содержание дорог, в период с января по октябрь 2012 года получило 600 тысяч рублей субсидий на данные цели. Однако, как сообщает прокуратура, утвержденные нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог не соблюдаются. Фактическая стоимость работ по содержанию и ремонту дорог в 3 раза меньше норматива, что приводит к накоплению дефектов». Ну и куча представлений на имя и Азарова, и его подчиненных – как полагается.

Не всё, оказывается, в порядке было не только в Датском королевстве, но и в МП «Благоустройство». И если отвлечься от выстроенного мною «героического» антуража, картина на самом деле невеселая. Чиновники либо не в состоянии полностью освоить выделяемые им же деньги на ремонт дорог, либо и того хуже (чего хуже, писать не буду, чтобы не попадать в поле зрения правоохранителей; вспомните лишь самый популярный ответ в одно слово на вопрос «чем занимаются в России?»).  А если вернуться к антуражу, то сразу вспоминается фраза о том, что героизм одних – это всегда плата за ошибки других. Опять же старая традиция российской императорской (и советской рабоче-крестьянской) армии – если командир ошибся в планах, спасти ситуацию можно, сорвав со стены шашку и бросившись вперед…

Эпилог

Но желание поставить оптимистическую точку всё-таки заставляет меня вспомнить слова предшественника (точнее, «протопредшественника») Дмитрия Азарова на посту главы Самары – Георгия Лиманского, который обессмертил себя фразой: «Снег растает, грязь высохнет, а Самара как была красивейшим городом на свете – так и останется».

Дмитрий КОПАЛИАНИ