Символом произвола в отношении задержанных и заключенных в России вот уже второй год считается Казань. Однако последний месяц и в губернские СМИ всё чаще «просачиваются» новости о смертях в колониях и следственных изоляторах региона. Особенно выделяются на этом фоне Тольятти и Самара – именно в тюрьмах и СИЗО этих городов происходят регулярные повешения, поножовщины, драки и отравления. Сводки только двух последних месяцев заставляют и содрогнуться, и задуматься.

28 августа в СИЗО №.1 скончался от сердечного приступа 58-летний Владимир Чупшев, бывший директор ЗАО ИСК «Средневолжскстрой», обвиняемый в мошенничестве с долевым строительством. В изоляторе он содержался с января 2012 года и неоднократно жаловался на боли в сердце, сердечные приступы и общее состояние здоровья.  Несмотря на заключение амбулаторной медицинской экспертизы о том, что Владимира Чупшева необходимо поместить в стационар, в середине августа Ленинский районный суд продлил ему срок содержания под стражей на три месяца.

26 сентября 2012 года в камере для административно-задержанных межмуниципального отдела МВД России «Отрадненский» Самарской области повесился 38-летний мужчина. В изоляторе погибший содержался один. Пока следствие разбирается в случившемся, можно только предполагать, что подтолкнуло человека, не обвиняемого в тяжком нарушении закона, покончить с собой.

Ночью 30 октября в самарском СИЗО на ул. Садовой, 22 скончались двое задержанных молодых людей 27 лет и 31 года. Мужчины подозревались в совершении преступлений, предусмотренных уголовным кодексом. По предварительной версии следствия, причиной смерти стало отравление наркотиками. Как запрещённые средства могли оказаться в следственном изоляторе у людей, один из которых был задержан за их сбыт, остаётся только догадываться.

И если инциденты, произошедшие в СИЗО, становятся известными от случая к случаю, то творящееся в колониях региона, чаще всего, не выходит за пределы этих колоний. Избирательность, с которой областные следственное управление следственного комитета РФ и главное управление МВД РФ размещают на своих сайтах информацию о происходящем в исправительных учреждениях, удивляет. По какой такой загадочной системе одни происшествия становятся обнародованными, а информацию о других можно получить лишь из неформальных источников, наверное, не расскажет никто. Тем не менее, неприятно поражает тот факт, что даже на основании открытых публикаций складывается не самая радужная картинка.

Только по официальным данным за конец октября произошло пять инцидентов в самарских исправительных учреждениях. Согласно же источникам Засекин.Ру, ЧП в колониях за это время было в два раза больше. Впрочем, достаточно остановиться даже на официальных сообщениях.

Так, 20 октября в одной из исправительных колоний Самарской области произошла ссора между двумя заключёнными, закончившаяся ножевым ранением одного из участников конфликта.

Уже 23 октября сайт следственного управления следственного комитета по области разместил информацию об ещё одном инциденте. На этот раз, конфликт между двумя осуждёнными, произошедший в колонии №6 в посёлке Управленческий в ночь с 19 на 20 октября, закончился смертью от удара колото-режущим предметом.

Осуждённый за грабёж 20-летний молодой человек свёл счёты с жизнью в колонии №5 в посёлке Кряж. 28 октября в 23:55 он повесился на металлическом креплении к кровати. Ещё двое заключённых в неназванных исправительных колониях региона повесились 2 ноября.

Примеров подобных историй в одной только Самарской области можно привести массу. Объединяет же их все то, что они быстро забываются, едва промелькнув в СМИ, хотя даже не имеют продолжения в официальных сводках СУ СК РФ и ГУ МВД РФ. Каждое подобное сообщение на сайтах ведомств резюмируется словами «проводится проверка», однако крайне редко появляются итоги этих самых проверок.

Громкими за последние годы стали лишь дела Георгия Кутузова, которому были нанесены травмы и увечья, приведшие впоследствии к смерти, даже до доставления в СИЗО, и Мамуки Кахишвили, который скончался в результате задержания. Интерес общественности именно к этим инцидентам понятен – нарушение сотрудниками полиции закона выглядит всегда жутко, а особое негодование вызывает их желание перевернуть с ног на голову вполне очевидные факты и отстоять честь мундира любой ценой. Об этом свидетельствуют резонансные судебные процессы, связанные с обвинениями журналистов, объективно освещающих действия полицейских, и требованиями возмещения морального ущерба со стороны родственников погибших.

Согласно последним данным Генеральной прокуратуры России, опубликованным 26 сентября 2012 года после проверки ГУФСИН Самарской области, в пеницитарных учреждениях региона за последние три года смертность осуждённых возросла сразу на 26%. При этом, четыре смерти в год приходится на заключённых, погибших от передозировки наркотиками, что само по себе могло бы вызвать недоумение.

В ходе проверки, выяснилось, что в региональных тюрьмах нарушены санитарные требования содержания осуждённых, их трудоиспользования и медобслуживания. Используемое рентгеновское и стоматологическое оборудование имеет 100-процентный износ и практически не оказывает эффективного влияния на лечение больных. Помимо этого, почти во всех  исправительных учреждения региона нарушаются правила пожарной и личной безопасности, а также законность применения мер взыскания и поощрения. Кроме того, прокуратура РФ осталась недовольна воспитательной работой в колониях.

В исправительных учреждениях губернии зарегистрированы убийства, причинение тяжких телесных повреждений со смертельным исходом, дезорганизация деятельности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. В следственные изоляторы, исправительные колонии и лечебные учреждения различными способами незаконно доставляются и распространяются среди осужденных наркотические средства, такие как героин, морфин, гашиш и марихуана. В первом полугодии 2012 года наибольшие объемы наркотиков были изъяты в ИК-10, ИК-16 и ИК-29.

Как особо негативное явление отмечается тот факт, что в СИЗО Самарской области допускается совместное содержание арестованных и осуждённых или обвиняемых в тяжких преступлениях с обвиняемыми в преступлениях средней и небольшой тяжести. Такие условия содержания под стражей порождают порой конфликты, приводящие к причинению тяжкого вреда здоровью или даже смерти. К слову, наблюдатели отмечают, что такое содержание в изоляторах отнюдь не случайность. Известно, что существует практика специального подсаживания арестованных к осуждённым, чтобы запугать человека и выбить из него таким способом признательные показания. Впрочем, этой информации в официальном докладе Генпрокуратуры не было. Зато надзорное ведомство документально отразило, что во многих СИЗО и исправительных учреждениях Самарской области нет мебели и вентиляции, а люди содержатся там в недопустимых с точки зрения санитарных и экологических норм, личной гигиены и самого элементарного комфорта условиях.

Доклад по результатам проверки Генеральной прокуратуры РФ на официальном сайте ГУФСИН Самарской области так и не опубликован. Нет там  даже упоминаний о самой проверке. А начальник ГУФСИН РФ по Самарской области полковник внутренней службы Рамиз Чобан-Оглы Алмазов,  равно как и его заместители, изложенную в докладе информацию публично до сих пор никак не комментируют…

Тая Сергеева