Если верить аборигенам посёлка Солнечная поляна, власти города Жигулёвска создали для них «невозможные для нормального проживания условия». Свои отчаянные претензии жители традиционного места отдыха на территории заповедника Самарская Лука обобщили в ряде обращений, направленных в адрес первых лиц губернии и страны. Недоумение жителей перешло в негодование, когда глава Жигулёвска поставил их в известность о том, что в ближайший год между их домами и рекой Волгой будет простираться трёхметровый забор, поставленный в рамках проведения работ по укреплению берега. Несмотря на то, что мэр Курылин утверждает, что общественные слушания по этому вопросу проводились своевременно, никто из посельчан о них, как ни странно, не слышал.

1.День знаний

1 сентября мэр Жигулёвска Александр Курылин, избранный на эту должность 8 июня 2008 года, всё-таки решил поделиться своими знаниями с жителями посёлка Солнечная поляна. Однако сделав  несколько коротких заявлений для своих избирателей, он, сославшись на нехватку времени, срочно ретировался. В течение последующих трёх недель специально для этого созданная жителями посёлка инициативная группа направила обращения к губернатору Николаю Меркушкину, представителю президента России в квалификационной коллегии судей Самарской области Владимиру Коматовскому, а также самому президенту Владимиру Владимировичу Путину. Жители посёлка выразили своё недоверие администрации городского округа Жигулёвск и лично Александру Курылину, который, как говорится в обращении к губернатору, за более чем четырёхлетний период своего правления создал в посёлке Солнечная поляна «невозможные для нормального проживания условия».

Напомним, что Александр Курылин был избран мэром Жигулёвска 8 июня 2008 года при поддержке тогдашнего губернатора Владимира Артякова. За год до этого Курылин был известен в губернии, прежде всего, как преуспевающий тольяттинский бизнесмен, единоличный владелец ЗАО «Тон-Авто» и ООО «Автодом». Эти компании занимались продажей автомобилей Toyota, Lexsus и Renault. Свой путь к мэрии Жигулёвска Курылин начал с того, что зимой 2008 года зарегистрировался в качестве кандидата в мэры Тольятти. В ходе выборов он снял свою кандидатуру в пользу Анатолия Пушкова, ставленника АвтоВАЗа и тогдашнего губернатора. Пушков, как известно, на выборах победил, а Курылин был назначен первым вице-мэром. Однако в дело вмешалась областная прокуратура. Оказалось, что господин Курылин не имеет высшего образования, которое иметь обязан согласно Федеральному Закону «О муниципальной службе в РФ». И, действительно, будущий мэр Жигулёвска на тот момент числился лишь студентом Тольяттинской академии управления.

Неоконченное высшее образование не помешало Курылину чуть позже победить на мэрских выборах в Жигулёвске. На церемонии вступления в должность своего подопечного губернатор Артяков мудро заметил: «Вы возглавили город, который стоит рядом с большой водой – Жигулевским морем. Если судно стоит на месте, оно ржавеет, ветшает и в конечном итоге тонет. Желаю вам почаще поднимать якорь, чтобы ваш корабль – город Жигулёвск – двигался вперед на всех парусах». И вручил тотчас Курылину вместе с удостоверением символический подарок в виде небольшого якорька. «Надеюсь, вы бросите здесь якорь надолго», - углубил метафору Владимир Артяков.

2.Солнечная поляна во мраке

Солнечная поляна – небольшой посёлок, расположенный в удивительно живописном и действительно уникальном месте на территории заповедника Самарская Лука на берегу Саратовского водохранилища реки Волги. Южнее села проходит автомобильная дорога Ширяево – Александровка, принявшая «человеческий облик» в связи с приездом сюда в 2000 году Владимира Путина. Населяют Солнечную поляну около двух тысяч жителей. Их претензии к администрации Жигулёвска, изложенные в обращениях к первым лицам губернии и страны, в основном, относятся к последним четырём годам. За это время в посёлке закрылась общественная баня, поликлиника и станция скорой помощи. Сейчас жители беспокоятся за почтовое отделение, так как убеждены, что его в скором времени ожидает та же судьба.

Солнечная поляна – лакомый заповедный «кусок» для желающих жить в Самарской области, рядом с главными губернскими мегаполисами, как в волжской Швейцарии. Сейчас многие старинные дома и постройки медленно, но верно превращаются в археологические достопримечательности. А другие напротив приобретают вполне себе курортный вид. И у местных аборигенов создаётся тревожное ощущение, что в один ужасный момент они внезапно узнают, что эта заповедная земля уже принадлежит кому-то из сильных мира сего, а им предстоит срочный переезд в бетонно-блочный «оазис» где-нибудь на задворках Жигулёвска.

Этого-то больше всего и боятся не только местные жители, но и экологи. Но развеять их страхи и сомнения, может быть и абсолютно надуманные, никто из власть имущих пока не спешит.

А тут ещё 1 сентября в посёлок нагрянул мэр Жигулёвска Курылин и потребовал от жителей убрать с берега реки Волги рельсы для спуска лодок.  Будут, пояснил мэр, проводиться работы по укреплению береговой линии. Для этого на протяжении трёх километров берега возведут трёхметровую стену, и от стены до дороги и жилого массива уложат геотекстиль, который впоследствии засыплют гравием и черноземом.

Для жителей Солнечной поляны такая перспектива оказалась, во-первых, совершенно неожиданной, а во-вторых, просто абсурдной. Старожилы своими глазами наблюдали берег Волги в районе посёлка десятилетиями, и для них очевидно, что рельеф берега всё это время оставался неизменным.

8 сентября на собрании жителей Солнечной поляны, копия протокола с которого попала в распоряжение портала Засекин.Ру, мэр Курылин объяснил, что работы по укреплению реки Волги входят в «Генеральный план развития городского округа Жигулёвск», принятый в 2005 году, и на эти нужды уже выделено 200 миллионов рублей из федерального бюджета. «Будем осваивать, коли выделены». А общественные слушания? А они – были. И почему о них не слышали жители, мэр Курылин не знает.

Закончилось собрание голосованием за «приостановление проведения работ по укреплению берега реки Волги от Яхт-клуба до улицы Нефтяников, так как она не требует такового». Именно такое предложение внесла инициативная группа посёлка Солнечная поляна. За него проголосовали единогласно все присутствующие жители. Воздержавшихся не оказалось.

3.Некитайская и невеликая стена

Председатель инициативной группы Солнечной поляны Сергей Юдин, проживший в посёлке более 25 лет, назвал поведение мэра Курылина «попросту непрофессиональным».

- Просто сыплют щебёнку. На природные, в том числе, пляжи. Где-то всё это смоет первый же паводок, а скалистым пляжам и не требуется дополнительное укрепление. Не понимаю, три километра трёхметровой стены – зачем? Зачем сыпать щебёнку без разбора. Курылин почему-то отказался от идеи общественных слушаний, и очень зря. Ему бы тут каждый первый показал и объяснил, где нужно укреплять берег, а где нет. Вышло бы метров триста в совокупности, а не три километра.

Чтобы не делать дилетантских выводов, за экспертным комментарием портал Засекин.Ру обратился к члену Общественной палаты Российской Федерации, кандидату биологических наук, сопредседателю Совета международного социально-экологического союза Сергею Симаку.

- Не удивлюсь, если берег Волги в районе Солнечной поляны не нуждается ни в каком укреплении. Потому как нет природных предпосылок для его подмывания – Волга в этом месте делает крутой изгиб, и пляжи внутри этой петли, как правило, находятся в безопасности. Что касается правовой стороны вопроса, Солнечная поляна входит в состав национального парка. Я подчеркну: не окружена национальным парком, а входит в его состав. По закону «Об экологической экспертизе», любые проекты, которые могут оказать влияние на окружающую среду на территории особо охраняемой природной территории, являются объектами обязательной государственной экологической экспертизы. Обязательным элементом этой экспертизы являются общественные слушания. Решения их носят рекомендательный характер, однако совсем не провести слушаний – значит нарушить закон.

Корней Антонов