Ваш заказ принят!

«Ваш заказ принят! Ожидайте, Вам перезвонят», – скороговоркой сообщает мне женский голос в уже девятом call-центре такси. Не верю. Время всего лишь 23:30, а я не могу уехать из центра города почти час! В одной службе – занято, в другой – самостоятельно отменяют мой заказ, в третьей – не берут трубку, в четвёртой заявляют, что мой звонок в очереди «девятнадцатый», в пятой вообще «нет машин в Вашем районе»… Бесконечно. В ожидании хоть одного такси (а я предусмотрительно заказала машины сразу в десяти службах), вспоминаю историю, которая не столь давно приключилась с моей приятельницей. Вызвала она в полночь от моего дома небезызвестный «Лидер». Каюсь, были слегка «под шафе». Сначала приятельница искала машину во дворе – выяснилось, что водитель перепутал номер дома. Когда она уточнила, таксист ли он (ведь на автомобиле нет отличительных знаков), то услышала в ответ: «Разуй глаза, не видно?!». И тут была её первая ошибка – она села в машину к этому, извините, неадекватному. «Таксист» (язык не поворачивается в цивилизованном мире назвать этого человека таксистом без кавычек) разразился жуткой бранью в адрес моей приятельницы, твердя что-то вроде «налакаются», а потом «в такси звонят». Надо сказать, водитель оказался не промах и катал мою подругу часок-другой по городу, пока она не сказала, что денег лишних всё равно ему не даст. Итог истории печален – приятельница была беспардонно высажена в паре кварталов от дома, а впечатления от вечера безнадёжно испорчены. К слову сказать, в многоуважаемом «Лидере» обещали разобраться с хамом, уверяли, что он позвонит и принесёт извинения, однако дальше обещаний дело не дошло. Наверняка, «таксист» продолжает работать там и поныне.

Лицензия на произвол

«Яндекс» на запрос «Такси Самара» выдаёт большое число ссылок на самые разнообразные службы. За две минуты я нашла больше 20 телефонов, а согласно «Спарк-Интерфакс» в Самаре зарегистрировано 75 фирм, занимающихся частными перевозками. И это не считая того, что на рынке города работают компании, зарегистрированные в других городах, например «Лидер» и «Лидер-плюс». Вполне естественно было бы предположить, что в условиях такой конкуренции, таксисты из кожи вон лезут, чтобы доставить пассажирам максимальное удовольствие от поездки. На деле же, мы до сих пор не знаем, кто везёт нас в очередной раз, исправен ли автомобиль, не «сдерут» ли с нас лишнее, не нахамят ли и т.д.

Деятельность такси в России до сих пор толком не отрегулирована, а занялись власти этой проблемой чуть меньше года назад. С 1 сентября 2011 года закон обязал таксистов оформлять разрешения и лицензии на такси. Каждый автомобиль должен располагать отдельным документом, который разрешает осуществление пассажирских перевозок и действителен в течение пяти лет. Кроме того, автомобили-такси до 1 января 2013 года должны иметь на кузове цветографическую схему-«шашки», оранжевый фонарь на крыше и таксометр. Машины также обязаны проходить техосмотр каждые полгода, а стаж водителя не может быть меньше трёх лет. Закон направлен на укрупнение диспетчерских служб и структурирование рынка, чтобы с него ушли мелкие перевозчики, которые занимаются этим от случая к случаю.

«Рынок такси в Самаре начал формироваться относительно недавно, потому что до сих пор не существовало федерального законодательства, которое регулировало бы эту сферу, – объясняет сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Антон Буслов. – При этом региональное законодательство, которое принималось, например, в Краснодарском крае, противоречило федеральным законам, точнее, их отсутствию. Поэтому таксисты и таксомоторные компании успешно обжаловали его в судах». По словам Антона Буслова, повышение качества сервиса таксомоторных служб благодаря принятому федеральному закону мы увидим, однако для этого надо много времени, за которое рынок утрясётся и перейдёт к новым правилам. «Уровень Европы, Японии и США для нас пока на очень далёком горизонте, – говорит Буслов. – Те законы, которые у нас сейчас есть, не предписывают жёсткого выполнения». Сопредседатель «Города и транспорта» также отмечает, что на рынок таксомоторных перевозок влияет наличие платной парковки для индивидуального транспорта и цены на общественный транспорт. «Такси занимает промежуточную нишу между этими видами транспорта, – говорит Буслов. – Пока индивидуальный транспорт остаётся у нас дотируемой сферой, то есть автомобилист не платит всех тех расходов, которые он причиняет бюджетам разного уровня, пока нет платной стоянки в центре города, таксомоторные перевозки не получают клиентов». При этом эксперт замечает, что рано или поздно платная парковка в городе будет введена, так как сейчас это вводится в Москве. Такое нововведение позволит таксомоторным паркам получить новую клиентуру, что повысит качество услуги и приведёт к снижению цен.

Диспетчерский спрут

И всё бы хорошо, однако в «Законе о таксомоторных перевозках» есть одно «но». Согласно ему, таксист становится частным предпринимателем, но на практике это не означает, что он – хозяин своего бизнеса. Водитель, если он полноценный таксист, а не «бомбила», не может самостоятельно устанавливать тарифы на проезд, так как это делают сторонние диспетчерские службы, ничего не должные ни пассажирам, ни таксистам. И, кстати, эта ситуация не поменяется с полноценным вступлением в действие закона. Подобные условия порождают высокую текучку кадров в службах такси. Особенно заметно это стало с попытками государства урегулировать данный бизнес. Учитывая, что для девяти из 10 водителей «таксование» не является основной работой, мы порой наблюдаем завышение цены поездки, названной диспетчером.

Чтобы понять, почему так происходит, достаточно посмотреть на схему работы таксиста. Каждый водитель такси отдаёт 20% стоимости одной поездки диспетчерской службе, через которую работает. Кроме того, нельзя забывать о том, что все расходы на содержание машины и бензин оплачиваются из кошелька водителя, поэтому разговоры о «хорошей подработке» не больше, чем байки.

Итак, для того чтобы получить заказ, таксист должен иметь на своём лицевом счету сумму, не меньше 20% от стоимости поездки, для чего у каждого водителя заведён электронный кошелёк. Если на кошельке у таксиста не хватает хотя бы трёх рублей, то диспетчер не отдаёт ему заказ, даже когда машин на вызов нет. Если же водитель пополнил счёт, то не факт, что он приедет по вашему вызову. Вполне может случиться так, что ему предложат более выгодную поездку, причём другая диспетчерская служба – водители, как правило, работают сразу на все фронты, чтобы получить с этого хоть какие-то деньги. Получается, что вызывая то или иное такси, мы, как потребители, не выбираем услугу по качеству, так как конкуренции в этой сфере просто нет. Как говорится, «знакомые всё лица».

Однако и «таксующие» ничем не защищены ни от жадности диспетчеров, ни от неадекватных клиентов. Как рассказал порталу Засекин.Ру водитель такси Игорь, пожелавший не называть свою фамилию, таксист часто оказывается в ситуациях, каковые сложно пожелать даже врагу. «В наших такси отсутствуют службы безопасности, что делает водителей незащищёнными, – повествует Игорь. – Например, был у меня один заказ. Я приехал, а там люди на мерседесах – что-то перегрузить в мою машину хотели. И они ставят мне условие – мы едем не за 150 рублей, а за сто. Я их спрашиваю, в чём проблема. Ведь сумму устанавливает диспетчер, а с неё у меня уже списали 20%. Начинается конфликт, меня спрашивают: «Чё, тебе проблемы нужны?». Поэтому я соглашаюсь на сто рублей, говорю, развернусь и поедем. А сам просто уезжаю». При этом условия работы в такси Игорь называет «кабалой». Однако те, кто таксует в качестве подработки, порой, не имеют иного выхода прокормить свою семью. «Я вылетел с работы, а мне кредит отдавать, вот и пошёл в такси», – говорит Игорь. – Теперь и этого заработка не останется». Он уже планирует покинуть этот сомнительный в Самаре бизнес.

Бедовый сервис

Пока же идёт формирование рынка такси, острым остаётся вопрос об этичности поведения водителей. По мнению адвоката Андрея Соколова, проблема «хамства» таксистов кроется не в отсутствии нормальной законодательной базы, а в отсутствии рабочей среды, коллектива. На его взгляд, если раньше существовали таксопарки, и была внутренняя этика поведения таксистов, то сейчас вышедший «на улицу» бизнес породил «уличное поведение». Эта беда, как считает адвокат, неискоренима, потому что все преобразования в данной сфере происходили снизу, благодаря самоорганизации людей. Сейчас же, учитывая ситуацию в стране, организованный народ представляет опасность для властей.

В том, что частично в поведении водителей виновата «ментальность», не сомневается и депутат Самарской губернской думы Михаил Белоусов. «Культура наших водителей такси оставляет желать лучшего, – рассказывает порталу Засекин.Ру региональный парламентарий. – На дорогах нашего города водители такси ведут себя не совсем корректно». По мнению Михаила Белоусова, повышением культуры водителей должен заниматься владелец службы такси, так как это в его интересах. «Если человек столкнётся с непорядочностью такси, то больше не воспользуется его услугой», – резюмирует депутат.

Моя история, кстати, закончилась благополучнее, чем у моей приятельницы. Спустя полтора часа звонков и перезаказов машины, мне перезвонили из «Самары». Решила подхватить друзей, так как все мы одинаково ждали ответов из нескольких такси. Мой дом – первый в маршруте, водитель его отчего-то не взлюбил, отказавшись подъехать к подъезду с формулировкой «я оттуда не смогу выехать». И высадил меня на перекрёстке. Сервис…

Наталья Головина