Четверг. Пять часов вечера. Час пик. Приезжаю в Самару поездом «Одесса-Уфа», наполненным только что отдохнувшими, загорелыми и даже обгоревшими россиянами, готовыми и дальше бороться с препятствиями русского быта. Со мной всё не так. Я тоже приехал отдохнувшим. Но, как убедила меня уже первая поездка в маршрутке, совсем не готовым к ожидающим меня «испытаниям»…
Сажусь в почти пустую «Газель», идущую по 67-ому номеру маршрута, оплачиваю за проезд. Водитель азиатской внешности напоминает пассажирам о том, что нужно оплачивать и за багаж. Оплачиваю. Водитель предупреждает, что надо платить 36 рублей. Лаконично объясняю, что я заплатил только 18 рублей, но зато два раза. Водитель согласно кивает. Кладу багаж на сидение, потому что в проходе он мешал бы людям выходить. То, что я занял два сидения, объясняю себе своей (европейской) моралью: раз заплатил за двоих, то и занимаю два места. Вдруг присаживается женщина. Тоже с багажом. Происходит история с оплатой, похожая на предыдущую. Тогда из автобуса чуть не вышла другая пассажирка с небольшой сумкой, которой показалось, что требование водителя заплатить за багаж относится именно к ней. Всё выясняется и, молча сговорившись, мы кладём большой багаж сидящей напротив женщины на место, где у моего соседа – в данном случае им был мой рюкзак – должны быть ноги.
Моя европейская мораль «сияет удовольствием»: вот сейчас за место оплатили два раза, никто не может возразить, что мы его зря занимаем. Маршрутка наконец-то тронулась от вокзала. Ещё одна дама, которой не хватало рук для того, чтобы держаться и одновременно оплачивать за проезд (их надо как минимум три), нечаянно пнула ногой в мою гитару (мой второй багаж). Прячу гитару на коленки, считая место совершенно занятым. Маршрутка наполняется, становится очень, слишком тесно. Люди торчат над головами сидящих, как чудовищный живой букет. На каждой остановке их спортивно подбадривает водитель: «Заходите-заходите. Проходите в середину салона».
«Да хватит уже пускать людей», - заступается за плотный и тесный куб пассажиров одна из сидящих девушек. Стоящим, видимо, не до разговоров. «Все хотят ехать, уважаемая» - отвечает заступнице «мужик» за рулем.
«Люди хотят ехать, а не давиться!» - выражает девушка общее мнение.
«Они сами входят, я же их не буду за руки вытаскивать!» - рассердился представитель транспортного цеха.
«Тогда зачем останавливаете, когда никто не выходит!» - завыла мощным хором стоящая масса, словно исполняя либретто несуществующей, но очень современной оперы.
«Делайте свою работу, а я свою буду делать!», - окончательно озвучил свою позицию водитель.
В течение разговора меня медленно охватывало общее состояние, и я начал постепенно отрекаться от правил европейской цивилизации. Я, насколько мог, прислонился к рюкзаку и позволил сесть рядом девушке, которая уже и так почти сидела у меня на коленях. Через некоторое время на меня обрушился раздражённый голос: «Молодой человек, вы занимаете два места, и девушка тут сидит в коридоре, мешает людям выйти». На мой вопрос «что делать?», когда я уже и так почти сижу на своем багаже, получаю ответ - «что-нибудь!».
Ничего не придумав, готовлюсь к выходу. А все-таки можно было сэкономить пару сантиметров, если бы я надел рюкзак. Стройная девушка поместилась бы. Но не дошло это до меня вовремя. Я-то подумал, что раз я заплатил, то этим всё и ограничится. Правда, вот и другие платили, а им еще хуже было. А вот к этому мой индивидуалистический мозг готов не был. Твои права кончаются там, где кончаются права твоей среды. Твои требования надо ограничивать в соответствии с ограничением ближних твоих. Все за свои деньги хотели ехать как люди. Но это оказалось невозможным. И кто виноват? Водитель, который пытается увезти всех желающих, чтобы больше заработать? Люди, которые «ломились» в транспорт, не смотря на положение давившихся внутри? Я, который умудрился ехать в час пик с большим багажом? «Бывает и хуже», - комментирует ситуацию водитель с улыбкой, которую в данной ситуации нельзя воспринять иначе как садистскую...
Я только что приехал из Берлина. Стараюсь себе представить, чтобы в таком случае сделали немцы. Да, конечно, поехали бы на такси, которое обошлось бы, может быть, немного дороже, чем проезд в берлинском метро (билет стоит 2,3 евро на человека). А если бы не было такси? Наверное, немцы проезда в самарской маршрутке не вынесли бы. Не принято в порядочной Германии толкаться, давиться и сидеть, прислоняясь друг к другу.
Что ж, значит, выносливее и терпимее русский народ немцев и чехов. Цивилизованным транспортом, действительно, он гордиться пока не может, но сочувствием и коллективным духом, рождающимся не только в набитых битком маршрутках, русский народ точно может похвастаться. Ведь не просто так сказал один легендарный садист: «люди выдавливают из себя лучшее, когда их давят»… Даже, не знаю, к счастью это или к сожалению.
Иржи Бернкопф (Чехия), специально для Засекин.Ру
P.S. Продолжение следует
Комментарии (2)
Привыкай, Иржи, к нашей духовности и суверенной демократии)))
Будет о чем рассказать братьям-чехам...
ко всему привыкнуть не получается, но учиться всегда можно... рассказывать точно будет о чем)