В каких парках деревья могут вскоре попасть под топор? Что хотят в них построить и к чему это приведет? Что могут сделать жители для сохранения излюбленных мест отдыха? На эти и другие вопросы отвечает член Общественной палаты Российской Федерации, лидер социально-экологического движения «Зеленая лига» Сергей Симак.

-  В парке «Воронежские озера» хотят построить церковь. Как вы к этому относитесь?

- С тревогой. Они просят отдать им под застройку почти семь гектаров. Если быть точным, 6,7. При такой площади ущерб парковому природному комплексу неизбежен. Я не понимаю, зачем в парке вторая церковь? Та, которая уже построена – замечу, без полного пакета разрешительной документации – стоит почти пустая. В будни туда мало кто ходит. Прихожане там только по выходным и праздникам.

Я не против церкви, как и храмов других религиозных концессий. Пусть строят, но на свободных местах, где не нужно уничтожать парки.

Мне претит и то, что церковь собираются строить на деньги налогоплательщиков. Чиновники забыли положение Конституции об отделении церкви от государства? в расходной части областного бюджета на 2012 год предусмотрена субсидия РПЦ на строительство и реконструкцию храмов. И сумма эта не маленькая – 120 млн рублей.  

Это при том, что у нас в городе хватает разбитых дорог и мало детских садов, учителя, врачи и другие бюджетники области не могут похвастаться размером зарплат... Несмотря на это, власти готовы дать денег на строительство церквей и более того – пустить под топор тысячи деревьев. Зато чиновники постоянно говорят о нехватке средств на содержание парков и других мест для отдыха людей, которые в результате находятся в крайне запущенном состоянии. Одна «образцово-показательная» набережная проблемы не решает.

- Но церковь обещает благоустроить территорию вокруг парка, посадить деревья…

- Мне в это слабо верится. За последние несколько лет церквей в парках появилось много, но благоустройства вокруг них не произошло. Наглядный пример – те же «Воронежские озера». Вокруг храма забор, внутри – стриженые газоны, цветники, как в любой усадьбе «нового русского», захоронения – кстати, незаконные, и ни одного дерева.

Все они были уничтожены во время строительства. Сразу у ограды церкви – несанкционированные свалки, которые обязаны своим появлением и разрастанием и церкви тоже. Убирать их служители культа и не думают. Так есть ли основания полагать, что они будут озеленять территорию в случае возведения новых объектов в парке?

Кроме того, строительство может привести к обмелению озер.

- Велик ли риск их обмеления?

- По моим оценкам, 90%. Два озера из пяти уже высохли из-за строительства торгового центра «Империя» и жилых домов рядом с парком. Уровень воды в оставшихся существенно понизился. И это видно невооруженным глазом. Пока жители окрестным домов летом могут купаться там, но любое капитальное строительство поставит крест на привычном отдыхе горожан. Озера пополняются за счет поверхностных стоков и грунтовых вод. Сокращение площади парка и закладка фундамента еще больше понизит уровень воды в водоемах, а то и вовсе приведет к их исчезновению.

- Под угрозой и парк 60-летия Советской Власти …

- Сейчас более 5 гектаров в центре лесопарка планируют отдать под строительство спортивного комплекса для пятиборья, и еще 4 га – под физкультурно-оздоровительный комплекс. Отмечу, что по периметру территорию парка давно подрезали гаражами,  дачами, порубками и пожогами. А несколько лет назад25 гектаров(это почти четверть всей его площади) мэрия передала организации, подконтрольной бывшему депутату городской думы Михаилу Анисимову. Потом по его инициативе городская Дума этот участок перевела в зону Ц2, допускающую его вырубку и застройку. С учетом этого, если отдать большой кусок территории под спорткомплекс, то от лесопарка почти ничего не останется. Меж тем, этот парк не только излюбленное место отдыха жителей Кировского и Промышленного районов, но и площадка для занятий спортом велогонщиков, школьников и студентов техникума.

Место, выбранное для размещения комплекса, попадает в 500-метровую санитарно-защитную зону больницы им.Калинина. Там есть перинатальный центр, реанимация, для них спорткомплекс – неприемлемое соседство. Лесопарк защищает жителей от негативного воздействия Безымянской ТЭЦ и загрязненного воздуха промзоны Юнгородка. Если построят ФОК, придется вырубить тысячи деревьев. Да и предназначен будет этот комплекс не для всех жителей, а лишь для спортсменов-пятиборцев. Спортивные объекты необходимы, но не ценой здоровья горожан.

- Расскажите о ситуации с парком «Молодежный» и другими зелеными зонами.

- Его пыталась застроить еще несколько лет назад компания «Волга-Ритейл». Она предлагала разместить там торгово-развлекательный комплекс на 3, 5 гектарах. Тогда нам удалось через суд добиться запрета на строительство. Сейчас эта же компания вновь хочет оттяпать кусок парка, теперь уже с другой стороны.

Очередной атаке подвергается парк «Дружба». Здесь планируется размещение целого ряда хозяйственных объектов. Значительный участок парка и там был не так давно вырублен недавно под строительство церкви.

Под угрозой исчезновения оказалась и зеленая зона в районе Коптевого оврага в Красноглинском районе. Теперь там можно будет построить турбазы, например. Но если мы обратим внимание на Волжский склон, то увидим: под видом турбаз строятся капитальные сооружения. Они нередко потом узакониваются или вовсе действуют незаконно.

- По официальным результатам голосования на публичных слушаниях большинство жителей поддерживают строительство в парковой зоне…

- Официальные результаты публичных слушаний искажают реальную картину. На них организованно доставляются преимущественно представители сторон, заинтересованных в строительстве. В то же время очень многие простые жители не смогли в них участвовать.

- На чем основана такая уверенность?

- На примере нескольких таких мероприятий можно проследить технологию. Организаторы назначили публичные слушания на рабочее время, на 16:00. Естественно, люди трудоспособного возраста – самая активная и мобильная часть горожан – не смогли на них попасть. Место тоже было выбрано крайне «удачно» - в противоположном конце города. Например, публичные слушания по парку им. 60-летия Советской Власти проходили в центре ДК ТТУ. 2 февраля температура упала до минус 20 градусов. В такой ситуации, неудивительно, что и пенсионеров пришло мало. Кто из них поедет на другой конец города в такой мороз?

Если бы власти хотели дать возможность высказаться максимальному количеству жителей, они бы не стали создавать такие препятствия. Зато весь зал был забит организованно приведенными сотрудниками, учащимися спортшколы и их родителями, которые дружно проголосовали  за уничтожение парка. И на слушания по Воронежским озерам все церковные приходы Самары по разнарядке «поставили» по несколько десятков прихожан, прямо как на «официальных» митингах. Так можно ли говорить, что официальные результаты слушаний отражают мнение жителей Самары?

- Как же тогда заставить власти прислушаться к мнению горожан?

- Публично выражать свое мнение. Важно делать это как можно большому количеству людей. Думаю, что именно сейчас, перед выборами, шансы отстоять зеленые зоны особенно велики. Потом, к сожаления, интересы избирателей опять станут мало кому интересны. Мы с инициативными группами жителей будем организовывать митинги, пикеты и собирать подписи в защиту парков. Мы уже имеем опыт подобных мероприятий. Нас готовы поддержать многие общественные, в том числе, кстати, и спортивные организации.

- Есть ли положительные примеры, позволяющие надеяться на успех?

- Конечно. Мы же отстояли парк «Воронежские озера» от возведения там сначала торгово-развлекательных центров, потом кукольного театра и жилой застройки. Да, для этого пришлось проводить митинги, собирать подписи, пройти через суды, зато мы сохранили парк. А сложа руки и жалуясь, что «все куплено», точно ничего не добьешься.

- Насколько остро сейчас стоит проблема нехватки зеленых зон?

- Их количество в городе стремительно уменьшается, как шагреневая кожа. На сегодня дефицит насаждений составляет 60%. То есть Самара обеспечена зелеными насаждениями лишь на 40% от нормы. Самая сложная ситуация в Кировском и Советском районах. Еще лет десять назад эта проблема не стояла столь остро.

Не так давно теплые летние дни больше миллиона жителей нашего города проводили на Волжском склоне. Там были детские лагеря, санатории, профилактории, места организованного и стихийного отдыха людей. Сейчас от прежнего великолепия остались лишь жалкие огрызки зелени. Волжский склон давно разделила на участки под коттеджи чиновничья и бизнес-элита. В ходе массовой застройки спилили тысячи деревьев. Отдыхать здесь теперь не может никто – ни дети, ни взрослые. Для жителей города эта территория потеряна. Аналогичная ситуация произошла с «Дубками».

Не лучше обстоит дело и с парками города. Участки зеленых зон щедро раздаются то под коммерческие, то под религиозные объекты. Общедоступных мест отдыха становится все меньше и меньше. И каждый раз публичные слушания ставят под угрозу вырубки новые территории.

- Площадь зелени в Самаре меньше, чем положено по нормативу. А как дело обстоит с состоянием насаждений?

- Оно, к сожалению, тоже оставляет желать лучшего. Если зеленые насаждения и обновляются, то в лучшем случае на набережной. Но не все же живут на набережной! В парках, и, особенно, дворах, объем посадки новых деревьев явно недостаточен.

Сухостой же создает угрозу жизни людей. Все мы помним прошлогоднюю историю, когда под упавшим деревом погибла 12-летняя девочка. Аварийных деревьев в городе много, поэтому скорее всего эта трагедия, увы, не последняя.

В городе есть муниципальное предприятие «Парки Самары», но в его ведении далеко не все парки, а только восемь. По положению об МП предприятие отвечает за инфраструктуру парков – за дорожки, аттракционы, ограды, но не за деревья. За них по большому счету никто не отвечает.

- Что нужно, на ваш взгляд, для эффективной защиты парков?

- Им надо придать им статус единой особо охраняемой природной территории, целенаправленно спроектированной и созданной, исходя из требований градостроительного законодательства, законов природы и мнения жителей города. Тогда никто не сможет получить разрешение на строительство в них каких-либо объектов без экологической экспертизы. Конечно, одновременно с правовой защитой надо серьезно заняться и содержанием зеленых зон. Нужны специальные целевые программы, составленные с учетом нынешнего состояния насаждений в конкретных парках и скверах.

Анастасия ШМАГИНА