Чиновникам и депутатам пришло время сдавать финансовые декларации за 2022 год. На этот раз процедура не обещает прозрачности – накануне Нового 2023 года президент России Владимир Путин сделал «слугам народа» «подарок» – подписал указ, который освобождает чиновников, силовиков и военных от обязанности предоставлять сведения о своих доходах, расходах и имуществе в период проведения «специальной военной операции» в Украине.

Важно что в пункте «Ж» документа указано, что в период проведения СВО в интернете на официальных сайтах органов и организаций не будут размещаться сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, хотя ранее публикация деклараций была обязательной, в том числе для депутатов и членов правительства. Ритуал публикации деклараций считался элементом борьбы с коррупцией. Теперь предоставление таких сведений не будут предоставлять и по запросам СМИ. Теперь депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, а также губернаторы смогут не публиковать декларации о своих доходах.

Но быть открытыми для общества или скрывать своё имущественное и финансовое положение – решать самим депутатам и чиновникам. 

Депутат Госдумы от Самарской области Александр Хинштейн опубликовал в своём Telegram-канале 21 марта данные своей декларации о доходах и имуществе за 2022 год. Парламентарий подчеркнул, что сделал это по примеру председателя Госдумы Вячеслава Володина.

Общая сумма его (Володина прим. Засекин) декларируемого дохода за 2022 год составляет 80 млн 928 тысяч рублей (сумма состоит из зарплаты и процентов по вкладам),- указано 19 марта на странице Вконтакте «Вячеслав Володин» (паблик сторонников Вячеслава Володина), ссылку на которую опубликовал Александр Хинштейн.

Хинштейн сообщил, что накануне подал декларацию в Госдуме официально.

За прошлый 2022 год мой общий доход составил ₽7 680 962 (зарплата по основному месту работы, гонорары за книги, проценты по банковским вкладам). Общий доход жены — ₽ 384 618. Дети — несовершеннолетние, заработков нет. Никакого нового имущества — движимого и недвижимого — у нас не появилось, - написал Хинштейн.

Михаил Матвеев так же заявил «Засекину», что декларацию уже сдал, а в воскресенье, 26 марта, опубликует её на своём персональном сайте для всеобщего обозрения.

Планы других депутатов Госдумы от Самарской области неизвестны. Никто, кроме Матвеева и Хинштейна, не опубликовал и не заявил о планах опубликовать свои данные в открытом доступе. 

Пока нет информации и о декларации Дмитрия Азарова и его семьи. Хотя в некоторых телеграмм-каналах публикуют сведения о якобы миллиардных состояниях, которые контролирует его семья и круг приближенных. Никакой реакции, впрочем, на эти публикации со стороны администрации губернатора не следует. Видимо, «не замечают». 

Возможно, чиновники администрации Дмитрия Азарова больше других порадовались отсутствию необходимости «светить» свои доходы и собственность. 

Так, на запрос «Засекина» решил не отвечать вице-губернатор, руководитель департамента внутренней политики администрации губернатора Самарской области Дмитрий Кочергин. Несколько раз в устной и письменной форме ему адресовался вопрос по поводу квартиры в Москве, которую, по некоторой информации, его семья приобрела в жилом комплексе по адресу: Новоданиловская, 8. Вместо прямого ответа на вопрос, является ли чиновник, его жена или кто-то из других членов его семьи приобретателем жилплощади в столице, г-н Кочергин начинал говорить о «патриотизме», борьбе с «фашизмом», «ЛГБТ+ ["Международное движение ЛГБТ" признано экстремистским в России и запрещено. Хотя юридически единого движения ЛГБТ не существует, фактически под статьи об экстремизме могут подпадать любые организации и физические лица соответствующего профиля] активистах» и СВО. Иными словами, забалтывал тему и уходил от ответа, как мог. 

Любопытно, что Дмитрий Кочергин и ранее, когда пришел в Самарскую область после должности руководителя администрации Забайкальского края, использовал уловки, чтобы отказаться от публикации декларации. Об этом писали и СМИ, и блогеры.

Сначала декларация о доходах  Кочергина за 2018 год не была опубликована, как объяснялось, в связи с его увольнением со сменой региона, а потом — из-за увольнения со сменой должности. Причём до переезда в Самарскую область чиновник, как и положено, регулярно отчитывался о движении активов.

В то время бывший сотрудник МВД и блогер Дмитрий Котуков опубликовал расследование об отсутствии декларации о доходах Кочергина за 2018 год. По мнению Котукова, то, что Кочергин уволился из администрации губернатора Забайкальского края в январе-феврале 2019 года, не является поводом не подавать декларацию, так как он отработал полноценный календарный 2018 год и обязан был отчитаться, если хотел продолжать госслужбу. Как считает Котуков, Кочергин совершил правонарушение, которое должно было повлечь увольнение его с госслужбы.

В феврале 2014 года Дмитрий Кочергин получил вакантный мандат депутата ЗакСобрания, 28.03.2016 его полномочия как депутата были досрочно прекращены. Как вы думаете, есть ли на сайте ЗакСобрания Забайкальского Края его декларации за 2014, 2015, 2016 год? Ну? Кто угадает правильный ответ? Конечно, нет!)) Можете сами проверить. Похоже, здесь он и попытался впервые скрыть декларацию за прошедший год, сдав мандат 28 марта - за два дня до окончания срока ее подачи (1 апреля), - предположил Котуков - Только тогда он уже был в бизнесе, лишение мандата за непредоставление декларации его не пугало, он сам его сдал.

Осенью 2020 года были опубликованы сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих, которые являются сотрудниками администрации губернатора Самарской области за 2019 год. Были опубликованы сведения о доходах губернатора, вице-губернаторов, заместителей председателя правительства, членов правительства Самарской области и руководителей других госорганов. Единственным, кто не подал сведения, оказался вице-губернатор — руководитель департамента внутренней политики Самарской области Дмитрий Кочергин.

Что касается Дмитрия Азарова, то ещё в 2020 году в СМИ просочилась информация о дорогостоящей квартире в Москве, собственником которой стала одна из дочерей главы Самарской области. Называли стоимость более 80 млн.рублей. Губернатор ни тогда, ни позже не посчитал нужным ни опровергать, ни подтверждать, ни каким-либо иным образом комментировать данную информацию. Вопреки ФЗ «О СМИ», был проигнорирован и запрос ИА «Засекин». Надземные органы не обратили внимание... 

Теперь же у губернатора, который не любит неприятные вопросы, и членов его команды, придерживающихся его линии, есть благовидный и вполне законный предлог не придавать огласке своё материальное положение. Воспользуются ли Дмитрий Азаров и Дмитрий Кочергин данной лазейкой или последуют примеру Александра Хинштейна и Михаила Матвеева? Вопрос открытый...

Екатерина Сильмэ, Дмитрий Солнцев