Беженцы из Южной Осетии помогали руководителю ГК «Амонд» поднимать бизнес в Самаре, а в правительство этой новообразованной страны он попал как лидер самарской диаспоры и «неравнодушный соотечественник». Однако справиться с «мутными водами» политики маленькой непризнанной республики ему не удалось – на днях он был отправлен в отставку с поста премьер-министра.
Солидный клиент всегда прав
Как любого «приличного бизнесмена», Ростислава (или, как вполне официально называют его на родине – Ростика) Хугаева тоже подозревали в криминальных связях. Точнее (и оригинальнее), в том, что его строительный бизнес «крышует» самарская ФСБ. Правда, доказательств посерьезнее, нежели проживание водителя главы УФСБ Юрия Рожина и некоторых других «комитетчиков» в домах, построенных компанией Хугаева, а также «не доказанные» факты «исчезновения» песка с Водоканала не без участия субподрядчиков «Амонда», журналисты и блогеры не накопали.
Люди же, близко знавшие Хугаева в 1990-е годы, говорят о том, что выдвинуться ему помогли соотечественники – беженцы из Южной Осетии стали дешевой рабочей силой (намного дешевле тогдашних расценок), которая помогла поднять его строительный бизнес. Водители и рабочие получали намного ниже, чем «в среднем по больнице»; зато инженеры и прочие ИТР были из выпускников самарских вузов и получали приличные зарплаты.
В этом был весь Хугаев – экономя и извлекая выгоду «в целом», он не «мелочился» на необходимом. Вся документация и все разрешения (сколько бы они не стоили) были всегда в полном порядке, а репутация в глазах «солидного клиента» была «святым делом». Рассказывают даже такую историю: когда в подвале построенного его компанией дома произошла авария, и из-за замкнувшей проводки перегорели все бытовые приборы в квартирах, Хугаев собрал жалобы жильцов (район – исторический центр Самары, и люди были «соответствующие») и компенсировал им всё.
Вообще, знающие его люди отмечают «настоящие кавказские черты»: простота и доступность в общении, «нежадность», готовность помочь (в том числе и материально) своим сотрудникам. Но в то же время «жесткую вертикаль управления» в компании, а также подбор руководящих кадров по принципу личной преданности.
В итоге ГК «Амонд» процветала. Еще одна «кавказская» черта очень помогала бизнесу – Хугаев легко сходился с «нужными людьми». Был вельми дружен с Георгием Лиманским (когда тот был главой Самары), в то же время «был вхож» в администрацию губернатора Константина Титова. А при Владимире Артякове смог добиться включения застраиваемого его фирмой поселка «Волгарь» в государственную программу, по которой там будут селиться обманутые дольщики (за государственный же счет). Также в СМИ проходила информация о том, что дочерняя компания ГК «Амонд», ООО «Шард», выиграла в Самаре аукцион на право заключения договора купли-продажи 1042 квартир с Минобороны РФ.
Родина предков как микрорайон
Однако, обустраивая свое личное благополучие в Самаре, Ростик Хугаев не терял из виду свою историческую родину, хотя и покинул ее еще в советские времена. Считается лидером югоосетинской диаспоры, вполне официально занимает пост председателя Самарского областного национально-культурного центра «Алания». После событий 2009 года активно участвовал в кампаниях помощи Южной Осетии.
Потому и неудивительно, что когда в мае 2012 года президент Южной Осетии Леонид Тибилов решил сменить администрацию своего предшественника Эдуарда Кокойты, крупный бизнесмен из Самары показался хорошим кандидатом на пост премьер-министра непризнанной республики. Впрочем, «компроматчики» и тут настаивают, что помогли «ФСБ-шные связи». Согласно же самой правдоподобной версии, назначение Хугаева пролоббировал Вячеслав Володин, которому срочно поручили найти «подходящего осетина» – после того, как планы «завести» в непризнанную республику группу компаний «СОК» и еще одного «этнического кавказца» Юрия Качмазова провалились из-за опалы последнего «на самом верху».
Так или иначе, но Москва назначению Хугаева не препятствовала – более того, ее «официальный кандидат», чиновник Минрегиона РФ Петр Хутиев, как и субподрядчик «Газпрома» Альберт Джуссоев, в итоге свои кандидатуры сняли. «КоммерсантЪ» писал тогда, что «фигура Хугаева» стала «компромиссом» между Москвой и властями Южной Осетии.
Интересный факт отметила перед назначением Хугаева на пост премьера газета «Грузия сегодня»: «Последний подряд, заключенный "Амондом", был на строительство жилого микрорайона с населением в 37 тысяч человек. Население этого микрорайона превышает число жителей самой республики Южная Осетия».
Провалил работу
Увы, но, судя по всему, отношение к новой работе как к продолжению строительного бизнеса и сгубило политическую карьеру главы ГК «Амонд». В довольно сумбурно написанном летом 2012 года материале «Новости Владикавказа» (Северная Осетия) писали, что «в заявлениях Хугаева эксперты увидели только стремление нового премьера РЮО переписать существующие строительные контракты «под своих». И устами некоего «политолога» заявляли: «Ростислав Хугаев является президентом крупного строительного холдинга «Амонд», крупнейшего подрядчика государственных заказов в Самарской области. Для строительного бизнеса Хугаева Южная Осетия – лакомый кусок, и трудно представить, чтобы бизнесмен внезапно решил добровольно расстаться со своим бизнесом и бескорыстно посвятить себя служению народу Южной Осетии. К тому же есть информация о крупных долгах Хугаева в родной Самаре».
По другой информации, сам Хугаев неоднократно порывался подать в отставку, «потому что везде бардак!», но его намерение сдерживали «покровители» в Москве. Осенью же 2013 года куратора Южной Осетии в Кремле сменили – им стал Вячеслав Сурков. Который и «запустил механизм» смены власти в республике.
В общем, 20 января 2014 года Тибилов отправил Ростика Хугаева в отставку со словами: «Я за полтора года работы прилагал максимум усилий для консолидации правительства на решении неотложных задач восстановления экономики республики, но они оказались безуспешными… Общественность республики убеждена, что за истекший период и на выделенные средства можно было бы добиться больших успехов». Местный депутат Амиран Дьяконов выразился жестче: «Правительство полностью провалило работу по социально-экономическому развитию республики». Ему вторит коллега по парламенту Александр Плиев: «Правительство не работало и не выполняло своих прямых обязанностей, в связи с чем и было принято основательное решение».
Хугаеву в этой ситуации осталось лишь заявить для прессы, что он всё равно не будет оставаться в стороне от проблем республики. Причину же своей неудачи видит в том, что «зачастую личные интересы ставятся выше интересов государства, национальных интересов. Еще одной причиной, серьезно сказывающейся на эффективности работы правительства, является низкий уровень исполнительской дисциплины и отсутствие рычагов для исправления этой ситуации».
Так что политик Ростик Хугаев, видимо, вернется в Самарскую область «на круги своя» и снова станет строителем Ростиславом Хугаевым.
Дмитрий Копалиани
Комментарии (0)
Оставить комментарий