Сергей Андреев, безусловно, сегодня – фаворит губернатора среди глав МСУ. Частота их общения и обилие «позитивных» комментариев со стороны главы региона особенно выделяются, например, на фоне довольно сдержанных отношений с главой Самары. Но Тольятти, город традиционно политизированный и «протестный», уже успел своеобразно «отреагировать» на «роман с губернатором».

 

«Как жаль, что наконец-то»

Один мой знакомый (пусть земля ему будет пухом, он был всё-таки неплохой человек) как-то, провожая гостей после бурной вечеринки, выдал в прихожей фразу из разряда «оговорки по австрийскому доктору»: «Как жаль, что вы наконец-то уходите!» Так вот, на днях «наконец ухода» публично пожелали в Тольятти мэру Сергею Андрееву.

Причем сделано всё было в лучших традициях «самодельного PR»: «неизвестные доброжелатели» – попытки найти крайнего ведут к таким «достоверным» источникам, как ОБС (одна баба сказала) или «широко известный в узких кругах блогер» – распространили слух о том, что «Андреева уходят на повышение в Москву». А далее информация была «легализована» с помощью комментариев статусных лиц (например, отметилась депутат гордумы Нина Болканскова и «присяжный политолог Автограда» Сергей Дьячков), твердящих «да что вы, он останется, это всё странные недостоверные слухи, хотя…», с помощью каковых «событию» уже был придан официальный статус.

Настолько официальный, что уже сам Андреев в интервью газете «Вести региона» вынужден был заявить: «Тольяттинцы наняли меня на работу мэром сроком на пять лет. Все эти пять лет, а возможно, и дольше, в случае повторного избрания, я намерен стараться работать на благо развития города Тольятти».

В общем, как в анекдоте – ложки нашлись, но осадок остался. То ли самому Андрееву, то ли «политической элите» города, то ли простым избирателям «прозрачно намекнули», что мэр собирается «сделать ручкой» и «от нас уехать, дорогой».

 

Уткин по-тольяттински

Впрочем, волны еще плещутся, и лодка раскачивается – интрига не умерла окончательно. «Дровишек» внезапно подбросил один из предшественников Андреева на посту мэра, он же «почти узник совести» Николай Уткин. «Отдавший» свой «долг правосудию», он только-только с большим шумом в СМИ попал в «совет старейшин» города, орган настолько же лишенный реального влияния, насколько привлекший гипертрофированное внимание журналистов. И вот, «вдогонку» слухам об уходе Андреева, а главное, едва ли не на следующий день после процитированного выше интервью мэра, Николай Дмитриевич на вопрос газеты «Понедельник» «и все же есть вероятность того, что вы будете принимать участие в следующих выборах?» отвечает: «Да, я не исключаю такой возможности».

И тут же, как многоопытный и умудренный политик, рассыпается в многочисленных «если»: «Большую роль играет то, кто поддерживает. Я участвовал в достаточно большом количестве выборов мэра, бывало, проигрывал. Выборы в СГД всегда выигрывал». Но не отказывает себе в удовольствии «попинать» действующую команду: «Наработанной практики у Андреева нет. Он доверяет людям, которые у него работают. Однако они не всегда оправдывают ожидания».

В целом интервью производит впечатление «вброшенного камня», «продолжая и развивая» тему «от нас уедет дорогой». Мол, не уедешь, говоришь? Так на тебе соперника-тяжеловеса (то, что Уткин сохраняет большую популярность в городе, да еще в состоянии сейчас собрать и протестный электорат, всегда многочисленный в Тольятти – это факт). То ли сам Уткин решил снова поиграть в политику, то ли его кто-то использует, а то ли «и то, и другое», но заявление экс-мэра стало частью «большой игры».

 

«Лучший друг большого слона»

Всё это может создать (и создает, ибо и на это в том числе, направлено) ощущение того, что Андреев не уверен, неуспешен и, в итоге, непопулярен. Хотя трезвое рассмотрение фактов говорит об обратном. В условиях «вертикали власти» залог успеха главы муниципалитета – хорошие отношения с вышестоящими властями, и не «ради чистой и бескорыстной любви» (как, например, у Анатолия Пушкова, бывшего всего-навсего послушной марионеткой Владимира Артякова), а для получения субсидий, дотаций и разнообразных «иных вспомоществований» из регионального бюджета.

И в этом смысле Андреев – не только один из самых успешных глав МСУ в области на сегодня, но и, пожалуй, самый «плодотворный» мэр в истории Тольятти. Николай Меркушкин, начавший с «опеки» проблемных выборов в гордуму, «втянулся» в общение и встречается с главой города часто, охотно, а главное – «результативно» для города же. Даже последнее «рандеву», 7 декабря, накануне которого губернатор весьма резко высказался о том, что «вето» Андреева на поправки думы в бюджет «его разочаровало», в итоге обернулось обсуждением проектов и программ на 2014 год, которым была обещана поддержка из средств областного бюджета.

Так что те, кто боится Андреева (а что, как не страх, доказывают такие «технологии»?), поступают верно и по-своему правильно – у него серьезный ресурс на следующих выборах, и пока «из обозримого» он видится наиболее проходным кандидатом.

 

Пауки и банки

Так кто же «копает» под Андреева, и с какими «дальними прицелами»? Конкретные имена и фамилии назвать, естественно, трудно – потому они и «шифруются», используя слухи, сплетни и вбросы, а не ведут открытую полемику. Но, условно говоря, возможные варианты ответов на этот вопрос можно разделить на две основные группы.

Во-первых, Тольятти всегда был городом, где существовал сильный протестный электорат. Что во времена «процветания ВАЗа», когда хорошо зарабатывающие жители хотели «хорошей жизни здесь и сейчас», что при нынешнем «системном кризисе», когда «бывшие сотрудники бывшего флагмана» с ностальгией вспоминают «снега былых времен» – количество недовольных «властью вообще» тут всегда превышает «среднюю температуру по больнице», и каждые выборы превращаются в «бой административного Пересвета с электоральным Челубеем». И местные СМИ как сознательно, так и «бессознательно» эксплуатируют эту «жилу», бесконечно раздувая темы о том, кто и сколько «докладывает мяса льву».

Во-вторых, если раньше Тольятти был «городом АвтоВАЗа», и основным вопросом муниципальной жизни всегда был «а что скажет автомобильное купечество?», то нынче, во времена «агонии гиганта» городская «политическая элита» становится всё более разношерстной и неуправляемой. Конфликт мэра и новой думы по поводу бюджета – это отражение того простого факта, что «обновленцы» громко, толкаясь локтями, пытаются «заявить о себе», используя вышеописанные протестные настроения.

Но «по гамбургскому счету» все они еще «зелены и малоопытны», и потому не могут полемизировать с Андреевым открыто, на равных и один на один. Отсюда, ИМХО, и попытки «выкатить» фигуру Уткина (который «никого не боится» и «мощный старик») как некий «противовес».

Кстати, интересен и сам образ, который «анонимные доброжелатели» подобрали. Отдавая себе отчет, что на «снятие за всё нехорошее» рассчитывать не приходится (и реалии политические нынче не те, и «компромату маловато»), они «проэксплуатировали» единственно возможный «вариант» – «в связи с переходом на вышестоящую должность». Как говорится у одного не очень гениального, но весьма популярного юмориста, «собака не кусается, но зализывает до смерти».

 

Дмитрий Копалиани