30 ноября состоится очередная отчетно-выборная конференция регионального отделения партии «Справедливая Россия». По информации, «просочившейся» в СМИ, федеральное руководство рекомендовало (причем фактически безальтернативно) переизбрать главой самарских «эсеров» Александра Колычева. За какие заслуги сохраняет свой пост лидер, при котором организация пережила раскол и утратила существенную часть своего влияния?

 

От России единой – к России справедливой

Давным-давно (а если конкретнее, то в 2001 году), на самой заре его политической карьеры, Александр Колычев выглядел фигурой самостоятельной и способной принимать «резкие» решения. Совершенно неожиданно выиграв выборы в Красноглинском округе у таких «проходных тяжеловесов», как лидер ФПСО Евгений Егоров и глава авиакомпании «Самара» Вячеслав Чернавин, он «ворвался» в областной парламент и губернскую политику. И примкнул не к «партии власти» (тогда в губдуме это была группа сторонников губернатора Константина Титова) и не к «системной оппозиции» (группа «Народовластие» Георгия Лиманского и коммунистов), а к набиравшей силу новой правящей партии – «Единству» (еще без «России»).

После того, как в 2002 году «Единство» и «Отечество» слились в «Единую Россию», Колычев вместе со всеми другими депутатами новой фракции (под руководством тогдашнего главы СРО Дмитрия Сивиркина) поучаствовал весной 2003 года в «революции», когда «ЕР» и «Народовластие» инициировали отставку с поста вице-спикера Анатолия Степанова и передел портфелей председателей комитетов. За что и получил «в ведение» комитет по промышленности.

Однако постепенно пути «Единой России» и Колычева разошлись. «Виноват» в этом оказался появившийся чуть позднее него в думе (после довыборов по Чапаевскому округу) Виктор Тархов, с которым они сблизились  и сдружились. Настолько, что когда Тархов с 2004 года возглавил реготделение новой партии «Родина», затем «Партии жизни», а в итоге с декабря 2006 года объединенной партии «Справедливая Россия», Колычев «проследовал» по всем этим организациям за ним и вошел в состав политсовета РО СР. Что позволило бывшему «фракционному едросу» в 2007 году вновь избраться в губдуму, на сей раз по спискам «эсеров».

 

Большой скандал в небольшом семействе

Но всё хорошее, как известно, когда-то кончается. Закончились «счастливые дни» для «эсеров» в области в одно время с мэрскими полномочиями Виктора Тархова в Самаре. «Разочаровавшийся в политической жизни» экс-глава города покинул зимой 2011-го и пост регионального партруководителя. Вслед за этим событием случился «гран скандаль» – в марте 2011 года из реготделения, а затем и из партии были исключены Сергей Арсентьев, Александр Бурнаев, Сергей Белашев и другие «активисты», пытавшиеся формально оспорить решение о приостановлении деятельности Самарского горсовета СР, а фактически – помешать выборам на пост главы РО Колычева. Федеральное руководство встало на сторону последнего, «смутьяны» были «выведены на холод», а Колычев с третьей попытки (сперва не было кворума, затем кто-то вызвал в помещение наряд милиции) занял освободившееся после Тархова «партийное кресло».

Надо заметить, что люди на самом деле бились не за какие-то там посты в руководстве партии, а за «конкретные вещи» – места в региональном списке СР на выборах в губдуму, которые состоялись в декабре 2011 года. От «Справедливой России» тогда в областной парламент попали как раз таки Колычев, а также его соратники Александр Разуваев и Юрий Еременко. Они, плюс победивший в одномандатном округе тольяттинец Михаил Маряхин (автор бессмертной идеи баннеров «Хватит кормить Самару» и «Тольяттинские девушки красивее самарских»), и составляют на сегодня фракцию «эсеров» в региональном заксобрании. А «недовольные» дважды пытались оспорить избрание Колычева главой РО СР в суде, но оба раза – неудачно.

Кстати, в 2011 году ряды руководителей областной СР покинул еще один «видный мужчина» – сызранец Евгений Серпер. Во многом его поддержка (и уже безо всяких сомнений его голос) сыграла роль в весеннем «изгнании диссидентов». Но, видимо, вопрос «дележа» еще «неубитых» мест в губдуме «полюбовно» решить не удалось, и летом 2011-го Серпер покинул ряды «Справедливой России» ради «Народного фронта» (и в итоге получил свое место во фракции «ЕР»). Что самое печальное для «эсеров» – регорганизация в его лице лишилась серьезного спонсора.

 

«Молодежь» за бортом

В таком «полуразобранном» виде самарские «эсеры» прожили и нынешний, 2013, год. Громкое заявление, что партия поучаствует во всех муниципальных выборах, по сути стало чуть более чем сотрясением воздуха. В Тольятти СР набрала 5,29% голосов (притом, что на участки пришли всего около четверти избирателей) и смогла провести лишь одного кандидата. Еще одно кресло, «завоеванное» в гордуме Сызрани – заслуга не областного руководства, а всё того же Евгения Серпера, сохраняющего влияние на городскую организацию СР «из своих местечковых видов». Других серьезных успехов партии добиться не удалось.

Немудрено, что «возникли слухи» о том, что Колычевым недовольны, и «его уйдут» (некоторые «политтехнологи» практически «зуб давали»). Кандидатами назывались всё те же Юрий Еременко и Михаил Маряхин (при таком «богатстве выбора» серьезных альтернатив нет), но назывались довольно вяло – как и всё, что происходит в губернских СМИ вокруг СР в последние два года. По слухам, Маряхину «дали отличиться», «порулив» кампанией по выборам в гордуму Тольятти, но результат (см. выше), мягко говоря, не превзошел даже самые осторожные ожидания, и «отличиться» не получилось.

И закономерный итог – сообщения в СМИ (подтвержденные всё тем же вездесущим Маряхиным), что на конференции 30 ноября Колычева переизберут – такая установка пришла из Москвы. За что и почему? Естественно, не за выдающиеся успехи и громкие победы. А, скорее всего, потому, что «скамейка короткая», и ставить на «энергичную», но пока еще «суетливую» и не приносящую серьезных дивидендов «молодежь» никто не хочет. Как гласит русская народная пословица (обыгранная в небезызвестном американском фильме), коней на переправе не меняют…

 

Дмитрий Копалиани