Дмитрий Рогозин, один из главных «ястребов» нынешнего федерального правительства, назвал возродившуюся партию «Родина» спецназом Путина. Однако кроме самого Рогозина, который формально в римейк «Родины» пока даже в качестве члена не вошёл, у новой политической силы до сих пор никаких внятных лиц нет. В том числе и в Самаре, где реготделение возглавил бывший телохранитель Георгия Лиманского.

 

Повторение - мать учения

Многие помнят сенсационный успех «Родины» на выборах в Государственную Думу в 2003 году. Тогда партия под руководством Дмитрия Рогозина и Сергея Глазьева набрала 9%, проведя в российский парламент 29 депутатов. Однако триумф национал-патриотической «Родины» в итоге обернулся для партии поражением: в 2006 году она была слита с Российской партией жизни и Российской партии пенсионеров в политическую организацию «Справедливая Россия».

«Родина» на общероссийском уровне возродилась в сентябре 2012 года, а уже в декабре вновь была зарегистрирована Министерством юстиции России. Лидером «Родины» был утверждён депутат Государственной Думы от «Единой России» Алексей Журавлёв.

Возрождение партии в Самарской области началось в октябре 2012 года, когда прошло учредительное собрание её регионального отделения. Реготделение, как и десять лет назад, возглавил одиозный бизнесмен Владимир Шерстнёв. Однако в апреле этого года в местном руководстве партии произошли изменения: председателем регионального отделения стал Сергей Мирошниченко.

Сергей Мирошниченко принадлежит к плеяде «птенцов гнезда Лиманского». В 1988 году он окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, а затем служил на Северном Кавказе. В Самаре Мирошниченко появился в 1998 году. Он работал телохранителем тогдашнего мэра Георгия Лиманского, потом руководил администрацией Промышленного района. В конце своей чиновничьей карьеры Мирошниченко стал заместителем главы города, курировавшим вопросы строительства. После проигрыша команды Георгия Лиманского на выборах 2006 года он стал заместителем руководителя регионального отделения Общероссийского общественного фонда ветеранов и сотрудников подразделений специального назначения и спецслужб органов государственной безопасности «Вымпел-Гарант». Он также являлся учредителем ООО «Экстра-М», которое контролировало рынок, расположенный рядом с «Шипкой».

 

Очередной прокремлёвский проект

Первый съезд возрождённой «Родины», на котором была рассмотрена и утверждена программа партии, прошёл в Москве 1 июня. По словам председателя политической организации Алексея Журавлёва, «Родина» - это партия национального большинства. «Наши ценности понятны и близки людям, - заявил он. - Это патриотизм, здоровый консерватизм, уважение к традициям, защита национальных интересов, социальная солидарность, крепкая нормальная многодетная семья». Журавлёв также отметил, что «наша программа - это все семь предвыборных статей президента России Владимира Путина».

Такая риторика в очередной раз подтвердила, что «Родина» - очередной прокремлёвский политический проект, заточенный под грядущие выборы как на федеральном, так и на региональных уровнях.

 

Иногда они возвращаются

Эксперты, опрошенные порталом Засекин.Ру, ничего не знают о региональном отделении партии «Родина», кроме того, что им просто трудно было не заметить колоритно украшенного флагами и большой вывеской офиса «родинщиков» на улице Некрасовской.

- Видимо, это один из элементов возвращения команды Лиманского в политику, - сделал предположение руководитель регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Ермоленко. - Как Плотников в истории с «Гражданской платформой», так и Мирошниченко в истории с «Родиной». Люди, в публичном политическом пространстве настолько не засветившиеся, что если их поменять местами в этих партиях, в принципе, никто разницы и не заметит.

Депутат Самарской губернской Думы Михаил Матвеев также не знаком с деятельностью регионального отделения «Родины». При этом он отмечает сплочённость команды экс-мэра Самары Георгия Лиманского.

- Это достаточно хорошая команда в организационном плане, которая в состоянии решать поставленные перед ней задачи, - уверен Матвеев.

По словам заведующего кафедрой социологии и педагогики Самарского государственного экономического университета Владимира Звоновского, «Георгий Лиманский давно симпатизировал «Родине», так что это нормально».

- Но не надо считать, что те цели, которые ставились перед «Родиной» в 2003 году, сохраняются и в 2013 году, - говорит Звоновский. - На всероссийском уровне партия имеет совсем другой образ и другие силы, мобилизующие избирателей, чем на местном уровне. «Родина» не добилась никаких результатов в регионах после 2003 года. В ближайшее время никаких выборных кампаний не предвидится, и говорить о каких-то успехах партии на общероссийском уровне несерьёзно.

 

Перспективы «Родины»

Михаил Матвеев уверен, что в современном российском обществе существует «заказ на определённую идеологию, который сформировался после распада СССР».

- Это такой несоциалистический патриотизм, - рассказывает он. – В России сформировались народнопатриотические силы, под которыми подразумеваются коммунисты и околокоммунистические силы. При этом существует большой спектр сил, которые по разным причинам не приемлют коммунистов, но при этом являются патриотами. Это монархисты и буржуазно-националистическая часть. «Родина» может занять нишу государственного национализма - не в понимании межэтнических отношений, а в плане межгосударственных. В 2003 году «Родина» воспринималась, как партия, способная отобрать голоса у КПРФ, но этого не произошло. Дмитрий Рогозин называет «Родину» спецназом Владимира Путина. Он позиционирует партию как некую военизированную структуру при «Единой России». При таком раскладе это вызывает много вопросов о судьбе партии.

Генеральный директор PR-агентства «Экономика и власть» Дмитрий Савчук полагает, что возрождение «Родины» - это общероссийский тренд.

- На выборах в законодательное собрание Ульяновской области «Родину» тоже фактически реанимировали, - говорит он. - Её возглавил бывший бандит по прозвищу Дед, и делалось это под чутким руководством Михаила Сычёва, заместителя председателя правительства Ульяновской области, курирующего вопросы внутренней политики. Основная задача подобных партий - размыть протестный электорат. Появилось много клонов, направленных против КПРФ. Это «Коммунисты России», КПСС и т.д. Аналогичным образом будет действовать и «Родина». Люди, помня её протестное начало под руководством Глазьева и Рогозина, будут отдавать часть голосов за «Родину». Они оттянут на себя, скажем, 4% голосов, и ни в какой парламент не пройдут, но на это и расчёт. Главное - чтобы коммунисты не смогли аккумулировать протестный патриотический электорат, чтобы он размазался по множеству таких полупротестных партий.

Игорь Ермоленко также считает, что «этот проект создан под федеральные выборы».

- Вероятно, «Родина» будет выступать одной из очередных ног партии власти либо сольётся в блоке, если блокирование разрешат, - рассуждает он. - Это запасной вариант на случай последующего изменения политической конфигурации. Их могут также легко разогнать и также легко использовать, как использовали в своё время.

Эксперты полагают, что «Родина» может добиться успеха только на федеральном уровне. По мнению Владимира Звоновского, «для партии националистического толка региональный уровень крайне бесперспективен».

- Во всех странах мира, где существуют националистические партии, особенно крупные, они добиваются успеха на национальном уровне, - отмечает он. - А уже потом на региональном или вообще только на национальном. Во-первых, для таких партий характерен вождисткий тип организации. Во-вторых, на региональном уровне патриотической и околопатриотической тематики не существует.

 

Валерий Кузнецов

Олег Кондратьев