В середине апреля в Интернете появилась серия публикаций, резко критикующих деятельность Николая Меркушкина во главе Республики Мордовия. Во время вторых майских праздников последовал ответный удар: группа самарских блоггеров на самолете губернатора отправилась в Саранск, чтобы потом несколько дней подряд восхищаться в блогосфере рукотворными красотами столицы Мордовии. Информационное «нападение» на Меркушкина и эффективность губернаторской контратаки портал Засекин.Ру попросил проанализировать известных самарских аналитиков и политиков.

 

Кто попался на крючок

- Я считаю Николая Меркушкина талантливым пиарщиком от природы, - отмечает депутат Самарской губернской Думы Михаил Матвеев. - Я не знаю, есть ли у него специальные люди, которые придумывают все эти ходы. Но мне почему-то кажется, что это его собственные разработки, причём весьма грамотные, как будто он всю жизнь учился пиару. Это видно по тому, как он грамотно проводит многочасовые встречи с различными целевыми аудиториями. Он сам по себе ведёт достаточно активную деятельность. Прибавьте к этому огромные средства областного бюджета, которые заложены на освещение деятельности губернатора. Бессмысленно тратить такие большие деньги, если в основе не лежит хороший факт, который сам по себе играет на позитив.

Матвеев уверен, что для успешной пиар-кампании необходимо создавать постоянные реальные информационные поводы, которые сами по себе обладают пиар-привлекательностью.

- Меркушкин тем и хорош, что он сам создает такие поводы, - утверждает депутат. - За него не надо ничего выдумывать. Все эти придумки, связанные с поездкой в Саранск, правильные. Не надо рассматривать поездку в столицу Мордовии, как некую глупость, потому что в её основе лежат реальное состояние города, реальные объекты, созданные благодаря Меркушкину. Он провёл экскурсию не в прошлое, а в будущее - в то, что можно сделать в Самаре, если ему здесь дадут нормально работать. Да, Мордовия несоизмерима с Самарской областью ни по своему вкладу в российский бюджет, ни по массе других параметров. Но то, что увидели блоггеры в Саранске, это реальные достижения Меркушкина. Так что это правильный пиар-ход. Этой поездкой он, правда, в очередной раз продемонстрировал свой не очень чистоплотный поход к выбору партнёров, демонстрируя готовность работать и с чёрными пиарщиками.

Генеральный директор PR-агентства «Экономика и власть» Дмитрий Савчук не считает поездку самарских блоггеров в Саранск пиар-ходом главы региона.

- Я бы не стал говорить, что полёт в Мордовию - это начало пиар-кампании Меркушкина в социальных сетях, - рассуждает Савчук. - Имеется ряд функционеров, например, Бегун и Старателев, которые, так или иначе, оказывают влияние на формирование общественного мнения, в частности по выборам в Тольятти. И вот для того, чтобы хоть как-то зацепить их, им просто бросили кость, предложив свозить блоггеров в Мордовию. Причём неизвестно, как всё это будет оформлено, потому что когда идёт работа с бюджетными деньгами, то они идут по самым левым схемам. И может получиться так, что они в Мордовию-то слетали, но в последний момент Счётная палата заинтересуется, как были израсходованы деньги и т.д. Получается своеобразный крючок на пиарщиков. Иначе я не могу объяснить, как к Меркушкину были заведены «чёрные пиарщики» Старателев и Бегун. Раньше власть, если и сотрудничала с ними, то делала это завуалировано, а тут так прямо и открыто. И мне эта ситуация непонятна. Поэтому я её воспринимаю не как пиар Меркушкина, а как возможность зацепить на крючок таких «чёрных пиарщиков».

 

Сладкая тема

Какие ещё пиар-заготовки будут использовать губернатор и его команда в своей дальнейшей работе, наши эксперты, естественно, доподлинно знать не могут. Но они предложили несколько ходов, которые, на их взгляд, могут сыграть свою положительную роль в формировании и закреплении положительного облика Николая Меркушкина в средствах массовой информации, включая интернет-пространство.

- Меркушкин не может выжимать для закрепления своего имиджа новые и новые проценты только за счёт многочасовых красивых разговоров, - считает Михаил Матвеев. - Перестройка в своё время захлебнулась из-за того, что за словами Горбачёва не последовали реальные дела. Поездкой в Саранск отчасти закрывается страница мордовских примеров: прошлое уже не может работать на будущее. Скоро люди начнут спрашивать у Меркушкина о реальных делах, связанных с самарским регионом. И здесь стратегической темой может стать чемпионат мира по футболу. Потому что идея, которая способна повести людей за собой, должна быть далеко. Это должна быть звезда, которая где-то горит и к которой идут. Задача Меркушкина состоит не в том, чтобы построить стадион, а в ежедневном администрировании этого процесса. Его потенциал - крупные проекты.

С Михаилом Матвеевым согласен заведующий кафедрой социологии и педагогики Самарского государственного экономического университета Владимир Звоновский.

- Это стопроцентно очевидный факт - Мундиаль, - заявил он порталу Засекин.Ру.

Дмитрий Савчук также считает, что тема чемпионата мира может стать долгоиграющей и сыграть положительную роль в поддержании имиджа губернатора.

- Чемпионат мира по футболу - это, конечно, самая сладкая тема, её можно постоянно каким-то образом обновлять, - отмечает Савчук. - У Меркушкина много интересных проектов. Например, продление улицы Авроры до улицы Ново-Садовой в Самаре. Или реконструкция улицы Луначарского. Понятно, что пока это только разговоры, но если Меркушкин и его команда сумеют довести данный проект до конца, то для города будет огромный плюс, и горожане его поддержат. Аналогичная схема с метро. Но всё упирается в финансирование. Если он найдёт деньги на благоустройство Самары, то граждане будут готовы носить его на руках. Если же всё останется в виде прожектов, то рано или поздно люди от этого устанут. Уже через год скажут: «Говорит много, но ничего не делает». Как, например, ульяновский губернатор. У него тоже идеи красивые, но люди на них сквозь пальцы смотрят. В любом случае, идеи, на которых пиарится глава региона, должны быть подкреплены деньгами.

Директор Центра «Социальная Механика» Михаил Чураков считает, что губернатор заинтересован в поиске брендов, которые можно продвигать для того, чтобы вернуть Самаре статус столицы Поволжья.

- Характерно, что новому губернатору не наплевать на имидж региона, которым он управляет, - отмечает Чураков. - Есть запрос на поиск достижений, которыми можно гордиться и которые можно продвигать. Этот тренд весьма перспективен. В связи с высоким самосознанием самарцев,  ставка на возврат Самаре престижа, как центру Поволжья, представляется чрезвычайно востребованной. Примечательно, что Меркушкин  стремится продвигать не только себя, но и область. И события внешней среды этому способствуют. Например,  ему очень повезло с чемпионатом мира по футболу.

Михаил Чураков отмечает у губернатора некоторую склонность к популизму и ориентацию в информационной работе,  в первую очередь, на социально незащищенные слои населения.

- Это, конечно, замечательно, что губернатор начал говорить с населением, но стоит обратить внимание и на наиболее активные группы - предпринимателей и некоммерческий сектор, - говорит он. - Не просто использовать их как аудиторию, а поддержать и найти общие интересы в развитии области и столицы губернии. А если говорить о злободневных темах, то для Самары сейчас номер один - это дороги. Если реконструкцию дорожной сети взять на щит, то это будет воспринято на ура. Правда, это слишком дорогая тема. А в перспективе,  конечно, было бы замечательно сделать из Самары логистический, перевалочный узел российского и международного масштаба.

 

Мягко стелет, больно падать

Ряд экспертов портала Засекин.Ру отмечает, что губернатор не доверяет прежним пиарщикам, с которыми раньше работал «Белый дом», и высказывает опасение, что за красивыми словами Меркушкина скрывается холодный расчёт.

По их данным, губернатор избавился от большинства старых пиарщиков и привёз своих, которые действуют более жёстко, прямолинейно, но и более эффективно, чем артяковские. Стоит только где-то выступить против губернатора, как тут же появляется полсотни комментариев, в которых «посетители» требуют: «Не трогайте нашего Николая Ивановича, он молодец».

При этом эксперты отмечают, что при Меркушкине произошло стремительное установление контроля над бюджетными потоками. Часть ключевых руководителей была замещена, часть отстранена от решения вопросов «мордовскими дублерами», часть поставлена под жёсткий контроль. И что перевесит на этой чаше весов – власть как таковая, интересы членов проверенной республиканской команды вкупе со стремлением к персональному контролю за ситуацией в региональной экономике или коренные интересы населения Самарской области – покажут лишь реальные, а не имиджевые, действия губернатора.

 

Олег Кондратьев

Валерий Кузнецов