Наглядно

«Гидроавиасалон-2014», или С места трагедии

4 сентября в Геленджике состоялось открытие X юбилейного международного гидроавиасалона и конференции по гидроавиации, в которой принял участие Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева. А 5 сентября там же заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин открыл выставку «Гидроавиасалон-2014» и дал письменное согласие возглавить наблюдательный совет СГАУ. К сожалению, церемония открытия гидроавиасалона была омрачена трагедией, свидетелем которой стал и корреспондент «Засекина».

«Гидроавиасалон-2014», или С места трагедии

Несмотря на то, что официальных лиц в первый день форума не ожидалось (Рогозин, министр промышленности и торговли Денис Мантуров и губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв прибыли только 5 сентября – прим. автора), при входе в комплекс нас ожидал тщательный досмотр. Независимо от чинов и размера кошелька служебные собаки, а иногда и служба безопасности, обнюхивали все потаенные закоулки одежды.

Наконец, мы внутри. Для «лучшего» обзора то ли высокопоставленных лиц, то ли разноцветных флагов - трибуны для зрителей поставили далеко от места непосредственных полетов. Оставив без колебаний разноцветное сиденье, отправляемся в гущу событий. Народ и сервисеры любовно поглаживают «старичка» У-2, переделанного в гидросамолет, и запасается холодной водой и головными уборами. Сразу хочется обратить внимание на инфраструктуру. Перед самым входом организаторы поместили план «городка» с обозначением всех необходимых объектов. Ориентируясь по этому плану, мы довольно легко нашли выставочные площадки, пресс-центр и самое главное, туалет. Если справить естественные надобности на территории комплекса можно было совершенно бесплатно, то стоимость обыкновенной воды объемом 0,5 доходила до 100 рублей. Напившись «сторублевых» российских «эвианов», отправляемся на место событий.

На площадке у Геленджикской бухты уже не протолкнуться. Пока в небе ни «птички», любуемся выставочным стендом «Вертолетов России». Посидеть в вертолёт не пускают, но фотографии и вопросы поощряют. Не успеваем сфотографироваться, как начинается открытие.

Над нами высь пронзает СУ-27. Где один, там и стая «железных птиц». Шея порядком занемела, руки дрожат от напряжения, но объектив и глаз фиксируют стремительный полет «сушек». Как благодарность внимательным зрителям, в небе взрывается разноцветный фейерверк. Столь же стремительно СУ-27 исчезают. Рядом с нами послышался шум двигателей. К взлету готовится БЕ-200-ЧС.

Одним из минусов мероприятия стало, пожалуй, то, что не хватило тактильного контакта с техникой. Хотелось, если не потрогать, то хотя бы рядом постоять, а не пытаться словить объективом из-за колючей проволоки. «Бешка» набирает высоту и скрывается за облаками. Облачность сегодня порядочная. Могли бы и «разогнать» облачка. Тут из ближайшего облака появляется наш «пожарный». Вместо воды над бухтой развевается триколор из разноцветного газа. Вслед за «братом» подтянулись и Бе-103.

Жара стояла невыносимая. Пока на небе затишье, отправляемся в ближайший павильон и попадаем с корабля на бал, точнее к экспозиционным стендам. Ведущие компании авиа- и судостроения в очередной раз выставили образцы своей продукции. В павильоне приятный холодок. Выбор Геленджикской бухты, где ни ветерка, опрометчив. Но шоу продолжается. В небе МиГ-35, который стремительно исчезает. Решив отереть пот со лба, теряем концентрацию. В то же мгновение над нашими головами проносится Бе-200-ЧС и тоже исчезает за облаками.

Облачность над бухтой немного рассеивается. Мальчик рядом дергаёт папу за рукав и кричит: «Они!». Шесть «железных птиц» появляются из-за облаков. «Беркуты». Ми-28Н «Ночной охотник» и прославленная группа пилотов. Вертолеты выстраиваются и демонстрируют чудеса подготовки, пока в небе не остаётся один. «Беркут» садится на хвост, у зрителей захватывает дух. Особо впечатлительные закрывают глаза. Последний заход. Рядом настойчиво «щелкают» фотокамеры. Все. Хвост «хищника» исчезает за маяком. Диктор объявляет о завершении показательных выступлений, приглашает в выставочные павильоны и просит поаплодировать пилотам. Первые минуты зрители не трогаются с мест. Каждый заворожен мастерством пилотов.

Кто же знал, что всего через пару часов над Геленджикской бухтой одна из «птиц» упадет, унеся жизни трех членов МИ-8: капитана воздушного судна Валерия Крамарова, бортмеханика Геннадия Косенко и второго пилота Игоря Ходака.

После окончания авиашоу вертолеты Ми-8 развернули в воздухе флаги участников форума и пошли на посадку. С первого раза одному из вертолётов сесть не удалось, во время второй попытки его отшвырнуло порывом ветра на землю, после чего произошёл взрыв.

Как только над комплексом повалил чёрный дым, всех зрителей и участников в спешном порядке эвакуировали с места событий. Программа выставочного дня была приостановлена. Комментарии официальных лиц на момент свершившихся событий получить не удалось.

Покидая Геленджик, мы еще долго видели вдали столб черного дыма, а в ушах стоял гимн вертолётчиков.

 

Валерия Золотухина

Фото автора

Посмотреть другие материалы раздела


08 сентября 2014, 15:06 1652 0

Теги:

Поделиться:


Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

Комментарии (16)

    Назад Дальше