При сопоставлении генеральных планов по развитию Самары и Тольятти областное правительство выявило несоответствия, которые могут серьёзно помешать сближению двух городов. 

Застройка городов идёт не навстречу друг другу, как это было бы нужно, чтобы «слипшиеся» города стали вторым после Москвы по численности населения и количеству автомобильных пробок городом. Самара застраивается к югу, а Тольятти — по направлению к Ульяновску. Конечно происходит это не стихийно, а по ряду причин. Кроме этого, ещё ряд вопросов мешает не только непосредственно агломерации двух крупнейших в области городов, но и возникновению условий и предпосылок для такой агломерации. 

Главная проблема — отсутствие действительно скоростной транспортной ветки между городами, которая экономила бы время жителям обоих городов при поездках туда-обратно по работе либо по другим делам. Если бы такая ветка существовала, может и застройка пошла бы в нужных направлениях, так как возводить «в ту сторону» стало бы выгодно. 

Но возникновению железнодорожной ветки мешает другая причина — в Тольятти до сих пор нет удобного железнодорожного вокзала. Есть станция на Жигулевское море, но добираться туда — целая проблема. Из всего города туда ходят всего 2-3 автобуса, ходят редко, постоянно перегруженные, да и с них до станции нужно ещё идти пешком. Добираться до автовокзалов проще, поэтому больше из города в город ездят автобусами, что, может, и удобно, но относительно долго. На работу из Тольятти в Самару ездить затруднительно, да и дорого. 

Существует, конечно, ещё ряд проблем, мешающих объединению двух гигантов в единый населённый пункт: разница политических культур, исторические и даже национальные особенности формирования поселений, разные экономическая и производственная составляющие.  

Однако же главным препятствием для агломерации были и остаются вопросы транспорта. Железнодорожный вокзал в Тольятти всё ещё в проекте, хотя и строить его собираются в соответствии с пожеланиями граждан, но долго ли ещё прособираются чиновники до заключения контракта со строительной фирмой, пока остаётся неизвестным. 

А между тем, учитывая изменяющуюся специфику Тольятти и стремительно растущие демографические показатели Самары, агломерация если не необходима, то по крайней мере не была бы лишним шагом и возможно дала бы населению обоих городов дополнительные перспективы.