В Самаре на заседании комитета по транспорту Самарской губдумы аудитор Счетной палаты сообщила о результатах проверки деятельности Самарского речного порта за три года — с 2015 по 2017 год.

Она рассказала, что специалисты счетной палаты выявили множество экономических нарушений. Так, одобрение сделок проходило после оформления и подписания контрактов. Также Речпорт предоставлял займы по заниженным ставкам различным организациям.

В результате подобных манипуляций совокупный долг Самарского речного порта в июле прошлого года превысил 140 млн рублей.

Аудитор полагает, что это могло произойти из-за того, что акции предприятия разделили между собой минимущества региона (31%), «Самараоблавтотранс» (59%) и различные физические лица (10%).
В свою очередь, присутствующие на заседании представители Министерства имущества Самарской области пожаловались, что за сделками следить было невозможно — слишком много предпринимателей было в них задействовано. А вот включить в состав акционеров бизнесменов предложил еще предыдущий губернатор Николай Меркушкин. Да и вообще руководителя Речпорта он выбирал сам.

В итоге компания продавала песок по очень сильно заниженной цене — 100 или менее рублей за тонну, тогда как рыночная стоимость песка в 2,5 раза выше. За первое полугодие 2017-го Речпорт потерял от таких продаж 70 млн рублей.

Цены руководство порта определяло самостоятельно. Например, организация отгружала и транспортировала песок в Ульяновск и Нижний Новгород по одной цене, хотя расстояние до этих городов от Самары сильно отличается.

Следующее нарушение, выявленное проверкой, касалось цен на аренду судов. Выяснилось, что Самарское речное пассажирское предприятие получает их практически за бесценок. К тому же, в 2016-м речники взяли у компании кредит на 40 млн рублей под низкий процент и не особенно спешат его выплачивать.

Кроме того, Речпорт долгое время распродавал имущество предприятия, от бульдозеров до автомобилей и катеров. Почти во всех случаях цена была занижена относительно рыночной в 14 раз.

Коррупционной «вишенкой» на торте из кредитов, долгов и распродаж невиданной щедрости стала заработная плата. В течение нескольких лет работники предприятия получают по 22 тысячи, тогда как на себя руководство денег не жалеет. Директор Самарского речного порта получает ежемесячно по 200 тыс рублей.

Теперь профильный комитет Губдумы хочет обратиться к врио губернатора Дмитрию Азарову с просьбой вернуть акции предприятия, которыми владеют физлица, в ведение региона. Также депутаты рекомендовали передать материалы проверки в УФНС, ГУ МВД и УФСБ.

Представители Речпорта уже заявили о своем несогласии с выводами ревизоров. На заседании руководства организации отметили, что Счетная палата не учла того, что прибыль у портов сезонная и сравнила весь 2016 год с первым полугодием 2017-го.

Тем не менее, сегодня самарская редакция «Коммерсантъ» сообщила о том, что правительство региона не стало продлевать контракт с директором АО «Самарский речной порт» Дмитрием Клевцовым, возглавлявшим предприятие с 2015 года.