28 ноября в Межвузовском гуманитарном музейном центре СамГУ должна была состояться дискуссия «Нетрадиционные проблемы традиционного общества». Философы, социологи, филологи, психологи и общественные деятели планировали поговорить о проблемах гендерной самоидентичности и толерантности по отношению к сексуальным меньшинствам. Однако за два дня до события организаторам мероприятия было отказано в помещении по формальной причине.
Эту новость экспертному порталу Засекин.Ру прокомментировал председатель Самарского отделения Российской ЛГБТ-сети Константин Голава.
- Как Вы думаете, запрет на проведение дискуссии связан с её темой?
- Всем это очевидно. Я очень боюсь, что на ребят, занимающихся организацией, будет оказан какой-то прессинг сверху из-за того, что мы поднимаем шум вокруг этой темы. Но с другой стороны, этот шум нужен, потому что всем очевидно, что мероприятие было отменено, потому что на территории Самарской области действует закон «О запрете пропаганды гомосексуализма». Возможно, руководство вуза боится быть привлечённым к ответственности как юридическое лицо. Я не знаю, чего они боятся, потому что несовершеннолетние вряд ли были бы на мероприятии, хотя оно задумывалось как открытое. Вообще, это парадокс. Все ожидали, что этот закон окажет наибольшее сопротивление у представителей ЛГБТ, оказалось, что закон работает и против остальных. Это обычные люди, которые занимаются изучением гомосексуальности в различных отраслях науки. По всей России мы видели, что к ответственности привлекают людей, которые выходят с плакатами, а здесь мы видим, что люди боятся обсуждать за кафедрой эти проблемы, и это не представители ЛГБТ.
- С какой реакцией общества Вам пришлось столкнуться во время подготовки к мероприятию?
- Очевидно, что эта тема очень острая и актуальная. Потому что мы пришли к тому моменту, когда приходится задуматься, как общество относится к тем или иным социальным группам. Я бы даже не выделял проблемы ЛГБТ как отдельную проблему, нам нужно задуматься об ущемлении прав человека вообще. Потому что с ущемлением сталкиваются и ВИЧ-инфицированные, и национальные меньшинства, и инвалиды, и призывники, и атеисты, потому что их дискриминируют по религиозному признаку. Хоть и пришло время это обсуждать, большинство людей почему-то не готово к этому. Они живут стандартами и стереотипами, которые когда-то им были искусственно навязаны. Я их хорошо понимаю, потому что сложно отказаться о привычного. Но пора понять, что вокруг нас живут люди. Вне зависимости от того, какие они, какие у них физические способности, какой у них цвет кожи, на каком языке они разговаривают, за какую партию голосуют, важно то, что они люди и имеют такое же достоинство, обладают такими же правами, как все остальные.
И отрицательные реакции достаточно банальны, люди обсуждают какие-то мифы о гомосексуальности. Но мы встретили и положительные отзывы, и не только от ЛГБТ, но и от гетеросексуалов. И это очень радостно, это значит, что люди по-другому стали воспринимать этот вопрос. Они стали понимать, что об этом надо задумываться, что с дискриминацией может столкнуться каждый человек. Если сегодня дискриминируют геев, завтра могут дискриминировать любого, по какому-то другому признаку. Как говорил лауреат Ленинской премии Мартин Нимёллер, «Когда фашисты пришли за коммунистами, я молчал. Я не был коммунистом. Когда они пришли за членами профсоюза, я не стал протестовать. Я не был членом профсоюза. Когда они пришли за евреями, я не возмутился. Я не был евреем. Когда пришли за мной, не осталось никого, кто бы заступился за меня». Также и тут. Я думаю, что об этом стоит задуматься, и это высказывание актуально для современной России.