Сегодня вступил в силу федеральный закон об «иностранных агентах». В Самарской области не выявлены некоммерческие организации, попадающие под эту категорию. Об этом на своём сайте сообщила уполномоченный по правам человека Ирина Скупова.
Эту новость экспертному порталу Засекин.Ру прокомментировала руководитель самарской региональной общественной организации «В защиту прав избирателей «Голос» Людмила Кузьмина.
- Как Вы отреагировали на сообщение о том, что в Самарской области нет «иностранных агентов»?
- Я умилилась этой информации, потому что никаких иностранных агентов в стране не могло быть до 21 ноября. Они могут появиться, с точки зрения закона, с 21 ноября, если с 21 ноября НКО будут проводить какие-то политические акции, влиять на изменение мнения граждан и получать деньги иностранных государств. Поэтому вывешенное письмо – ни о чём. Закон только вступил в силу. Сейчас около офисов движения «За права человека», Transparency International в присутствии видеокамер проходят какие-то акции, как мне кажется, несогласованные, на стенах офисов этих организаций написали «иностранный агент».
- Какова судьба «Голоса» в связи со вступлением в силу этого закона?
- С 21 ноября у нас закончились проекты, на которые мы получали деньги отнюдь не от иностранной организации, а российской организации. И мы не собираемся регистрироваться на территории Самарской области как иностранный агент. Ни под каким предлогом! Я сяду, умру, но не буду регистрировать «Голос» как иностранного агента. Но я думаю, что я не сяду и не умру, а всё будет хорошо. У нас есть «Голос», который не получает денег от иностранных организаций, и мы будем продолжать работать и оставаться на поверхности социально-политической жизни в области.
- Какие организации в нашем регионе могут получить это неприятный статус, и что это будет значить для них?
- Из Самарской области ушёл основной грантодатель. У нас были организации, в частности «Поволжье», которые получали иностранные гранты. Но основной грантодатель – ЮСАйДи был выдворен с территории России, ему приказали прекратить свою деятельность. До этого события он разослал НКО письма, где указал, что в соответствии с собственными законами своей страны он не может финансировать иностранных агентов. Я пролагаю, что какое-то время организации будут просто без денег и грантов, по крайней мере, американских. И как я полагаю, это моё личное мнение, статус «иностранный агент» будет более всего относиться к организациям, получающим деньги от американских грантодателей. Я сомневаюсь, что сейчас руководство страны пойдёт на то, чтобы европейцев признать иностранными агентами. Я думаю, что этот закон избирательный, работает по принципу «господа дерутся, у холопов чубы трещат», он направлен на Соединенные Штаты Америки и он сопряжён со «списком Магнитского».